Неделя моды — модное мероприятие длиною в среднем около семи дней, на котором дизайнеры одежды, аксессуаров и украшений, а также модные дома представляют свои новые коллекции. Для этого проводятся показы или презентации. В числе гостей, как правило, пресса (обозреватели, критики, стритстайл-фотографы, блогеры), байеры и непосредственно клиенты брендов.
Основные Недели моды — показы женских коллекций прет-а-порте — проходят два раза в год: весной и осенью. До 2016 года весной демонстрировали коллекции осенне-зимние, а осенью показывали коллекции следующих весны и лета — полугодовой промежуток был необходим, чтобы байеры успели сформировать заказ и завезти коллекции в магазины как раз к началу сезона. Этой осенью Burberry и Tom Ford впервые продемонстрируют коллекции, которые появятся в магазинах марок сразу же после показа. О переходе на систему See now — Buy now
они заявили в феврале, их примеру вскоре последовали и многие другие бренды.
Когда все началось?
Первые закрытые показы для клиентов проходили в парижских кутюрных салонах еще с середины 18 века. Уже тогда они начали обретать очертания современных показов: сначала Чарльз Фредерик Уорт начал использовать для показа новых нарядов не деревянные бюсты, а молодых дам. Жанна Пакен придумала сопровождать показы одежды музыкой. А в 1914 году даже устроила настоящее шоу в театре королевского дворца в Лондоне. Чуть позже Поль Пуаре начал проводить после показов вечеринки — прародителей нынешних афтепати.
Спустя почти два столетия американские ретейлеры взяли французскую стратегию на вооружение: первый американский показ прошел в 1903 году в нью-йоркском магазине Ehrlich Brothers.
Первая централизованная и полноценная Неделя моды прошла как раз в США — во время Второй мировой Элеанор Ламберт, пресс-секретарь первой организации модной индустрии в Штатах (а вскоре еще и основатель CFDA), решила воспользоваться тем, что в Европе всем не до моды, а американские инсайдеры больше не могут попасть в Париж из-за военных действий. В 1942 году Ламберт организовала Неделю прессы — на ней американские дизайнеры наконец смогли показать свои работы модным журналистам, которые долгое время до этого отрицали американскую моду в принципе. Неделя прошла успешно, а некоторые дизайнеры даже оказались на страницах Vogue.
Уже после этого европейские города стали организовывать собственные Недели мод: французская Fédération Française de la Couture провела первую в 1973-м и объединила в ней показы мужских и женских коллекций прет-а-порте с кутюрными. В 1984-м показы начали проходить в Лондоне, в 1993-м прошла первая официальная Неделя моды в Нью-Йорке.
Где и как все проходит?
Сейчас почти в каждой стране проходит своя Неделя моды, иногда даже две или три. Дело в том, что организовывать ее может фактически любой желающий, — разница только в качестве, известности представляемых дизайнеров, уровне освещения в прессе и, соответственно, в стоимости участия.
Самые известные Недели моды прет-а-порте — так называемая "Большая четверка": показы в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже. Женские показы проходят именно в такой последовательности и в общем длятся около месяца, стартуют в феврале и сентябре.
Мужские коллекции представляют в сентябре и с середины июня по середину июля. Начинается все с Недели моды в Лондоне, затем показы проходят в Милане, Париже и только потом в Нью-Йорке.
Отдельный феномен в мужской моде — это
Pitti Uomo. Это не Неделя моды, а трейд-шоу.
Трейд-шоу — это специализированная выставка, на которой производители одежды, обуви, аксессуаров или тканей демонстрируют свои новые продукты. Это удобно для производителя, который напрямую коммуницирует с байерами. Байерам удобно, потому что за несколько дней можно увидеть максимальное количество производителей, потрогать вещи, померить, оценить качество и посадку.
Так вот, Pitti Imagine — это серия трейд-шоу. Есть там отдельные мероприятия для женской, детской и мужской одежды, и даже для ароматов, которые проходят в разное время года.
Pitti Uomo — мужская часть — проходит в январе каждого года, начиная с далекого 1972-го. Удивительным образом, за эти годы Pitti Uomo смогло из мероприятия исключительно профессионального перерасти в Мекку всех денди мира —
стритстайл-фотографий красавцев в отлично посаженных костюмах добрая половина девушек мира ждет с трепетом и восторгом.
Межсезонные показы
Все больше модных домов и брендов (но далеко не все) представляют не только сезонные, но и межсезонные коллекции: предосеннюю (pre-fall), которая предшествует осенне-зимней, и круизную (resort/cruise), которая поступает в продажу в конце зимы, чтобы готовиться к весне. Коллекции эти, как правило, более коммерческие и часто чуть более доступные по ценам, чем сезонные. Кроме того, они служат своеобразным прологом к грядущей сезонной коллекции — часто у них одинаковые тема, мудборд, ткани и т. д.
Для презентации таких коллекций нет определенных фиксированных дат, да и презентаций не так уж много — часто дизайнеры просто публикуют лукбук. Но есть и те, кто к межсезонным коллекциям подходит совершенно серьезно: Карл Лагерфельд, например, всегда устраивает межсезонные показы Chanel в разных городах мира. За несколько последних лет марка представляла коллекции в Венеции, Дубае, Версале, Сингапуре,
Зальцбурге, Далласе,
Сеуле,
Риме, а теперь еще и
в Гаване. Его примеру в какой-то момент решили также последовать Dior, Louis Vuitton и теперь уже Gucci. Как итог — этим летом свои круизы итальянцы
Gucci представляли в Лондоне, а французы
Louis Vuitton — в Рио-де-Жанейро.
Есть и те Недели моды, тематика которых ограничена определенным видом одежды: бывают Недели свадебной моды, купальной моды, Недели ювелирного искусства и прочее-прочее.
Фактически Неделю Haute Couture тоже можно отнести к таким специализированным, ведь показывают на ней исключительно кутюрные вещи. Проходит она в Париже два раза в год: в январе и июле.
Теперь немного истории: в 1868-м в Париже образовалась Chambre Syndicale de la Haute Couture (Палата высокой моды), которая впоследствии и сформулировала, что же такое кутюр. Согласно первому определению, вещь могла называться кутюрной, если была:
— сделана специально для клиента по его меркам;
— отшита вручную несколькими мастерами, которые владеют разными техниками (например
вышивки, шитья, бисероплетения);
— сделана из материалов высочайшего качества.
Эти правила действуют до сих пор, за их выполнением следит та же Палата высокой моды. Кроме того, именно она решает, представит ли дизайнер свою коллекцию в официальном расписании Недели Haute Couture и получит ли звание "кутюрье". Сегодня это звание принадлежит, среди прочих, модным домам Chanel, Dior, Christian Lacroix, Givenchy, Jean Paul Gaultier, Martin Margiela, Alexis Mabille, Giambattista Valli, Courrèges, Ellery, Maison Rabih Kayrouz, Paco Rabanne, Valentin Yudashkin и Yang Li.
Члены палаты также могут включать в расписание Недели высокой моды приглашенных дизайнеров. В рядах приглашенных числятся, например, Atelier Versace, Viktor & Rolf и Ульяна Сергеенко.
При этом в Италии существует собственная версия Недели высокой моды — Alta Moda. По масштабам она серьезно уступает французской. Хедлайнером, как правило, выступает Dolce & Gabbana.
Moscow Fashion Week
Первая Неделя Моды в Москве состоялась в 1994 году под эгидой Ассоциации Высокой моды. За эти годы многое изменилось: начиная от места и заканчивая составом дизайнеров. Концертный зал «Россия», Центральный дом художника, центры международной торговли выборочно были местами проведения шумных недель. В результате организаторы остановили свой выбор на двух достопримечательных площадках столицы: Гостиный двор и ЦВЗ «Манеж». Неизменными спонсорами стали: Mercedes Benz, Oriflame и Mary Kay. Неделя моды сделала известными многих дизайнеров, таких как Алена Ахмадулина, Игорь Чапурин, Белла Потемкина, Игорь Гуляев и многие другие.
В результате десятилетних расприй между столичными организаторами было принято решение утвердить две Недели моды: Mercedes Benz Fashion Week и Volvo Fashion Week. Вскоре на- звание «Volvo Fashion» заменили на «Неделю моды в Москве». Основателем Mercedes Benz Fashion Week в Москве принято считать Вячеслава Зайцева. Именно ему принадлежит право открывать модное шоу в «Манеже».
«Неделя моды в Москве» по праву принадлежит Валентину Юдашкину, который ярко и феерично демонстрирует стартовую коллекцию в стенах «Гостиного двора». Оба события независимы друг от друга, но проходят практически одновременно.