О прекрасных драгоценностях и украшениях | Страница 5 | Форум "Жизнь по-королевски"
  • ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
    ЖИТЕЛИ СКАЗОЧНОГО КОРОЛЕВСТВА! СЛУШАЙТЕ И НЕ ГОВОРИТЕ, ЧТО НЕ СЛЫШАЛИ!

    Дорогие и уважаемые Леди! Фрейлины и герцогини, маркизы и баронессы, простолюдины и модераторы!
    2 января 2025 года в 19.00 по московскому времени в нашей знаменитой "БиблиотЭке" состоится Новогодняя елочка и бал-маскарад!!!!
    Танцуют все!
    Костюмы снежинок, зайчиков, змей, драконесс, фей и принцесс приветствуются!
    Свежие идеи, рецепты, оформление, конкурсы и сценарии обсуждаются там же - в библиотеке.
    Ждем всех!
    Как всегда, ЧЕМ КРЕАТИВНЕЕ И ВЕСЕЛЕЕ - ТЕМ ЛУЧШЕ.

    1735163190307.jpeg
  • Дамы и господа!
    Если при регистрации вы не получили письмо для подтверждения по e-mail, проверьте папку СПАМ - вероятней всего, письмо там.
    Если и там нет письма, пишите мне на newsroyals@ya.ru

    С уважением, ROYALS

  • Дамы и господа!
    Обо всех неполадках на форуме сообщайте в теме Технические вопросы и проблемы форума".
    По электронной почте newsroyals@ya.ru или мне в личные сообщения

    С уважением, ROYALS

  • Миледи!
    Пожалуйста, тексты с Дзен-каналов копируйте в теме целиком, можно под спойлер, внизу ставьте ссылку.
    Причина: каналы часто блокируются и авторы вынуждены удалять свои статьи, чтобы их разблокировали, поэтому через месяц по вашей ссылке может быть ошибка 404. А так хоть на нашем форуме текст сохранится.

    С уважением, ROYALS.

О прекрасных драгоценностях и украшениях

Что касается тех драгоценностей, которые остались на растерзание большевиков, то после 1922 года 80-90% было раскрошено и продано по частям в виде камней на аукционах Лондона и Амстердама. Забвению предавалось все, что имело отношение к Императорской семье, красоте, былому величию России.

Всего количество украшений было около 800, которые относились к коронным драгоценностям. На данный момент в "ГОХРАНе" хранится около 100 драгоценностей.
Из статьи в газете "World" от воскресенья 27 августа 1922 года:

...Наследственные драгоценности Романовых неоценимы, их истории даже более сказочны, чем арабские сказки «Тысяча и одна ночь». В настоящее время все они собраны в помещении большого серого дома, который раньше был Московской Ссудной Казной.
Группа бедных рабочих в передниках стояла, скаля зубы, вокруг несгораемого стального ящика, в котором последние цари хранили свои фамильные драгоценности. Два эксперта вооружились лупами. Рабочие грызли подсолнухи, спокойно выплевывая шелуху, в то время, как великолепнейшие камни чистой воды, искусно подобранные с азиатским великолепием, выкладывались на центральный стол для нашего созерцания.

...Вынута держава с сапфиром в 200 карат и крупным бриллиантом в 173 карата, оправленным в золото, - усыпанный мелкими бриллиантами шар с крестом поверху. Затем последовала корона императрицы с 1933 бриллиантами, многолетняя работа специалистов-ювелиров, подбиравших камни.

Опять рабочий направляется к ящику и вынимает оттуда ожерелье из темно-зеленых изумрудов, подвешенных к ниткам мелкого бриллианта, оправленного в золото. Изумруды составляют редкий подбор в 270 карат. Перед истинной красотой даже рабочие администрации склоняют в удивлении головы.

Букет для корсажа из белых и желто-розовых бриллиантов с изумрудами в форме яблочных цветов по своему превосходному подбору камней, напоминающих свежую чистоту живых цветов, - возбуждает всеобщий восторг. По заявлению экспертов, подобная работа нигде не встречалась. Подставленный под лучи солнца, букет заиграл мириадами разноцветных огней.
 
Рубиновая парюра дочери Александра II
В истории драгоценностей Дома Романовых есть очень красивая и самобытная рубиновая парюра, по красоте затмевавшая лучшие украшения тех лет. Принадлежала она любимой и единственной дочери Александра II Марии Александровне.
1930 Когда родилась очень желанная дочь в семье Александра II, тогда у него уже было четыре сына. И понятно, что Мария сразу стала любимицей отца и матери. Отец в не души не чаял, и всячески баловал маленькими безделицами.
В 1872 году Великая княжна Мария в возрасте 19 лет знакомится со своим будущим супругом - герцогом Эдинбургским, принцем Альфредом Эрнстом Альбертом, вторым сыном королевы Великобритании Виктории I. И все пошло стремительно - уже в 1873 году состоялась помолвка.
Венчание было назначено на 11 января 1874 года, место церемонии - Зимний Дворец.
Времени для подготовки ювелирного приданого любимой дочери было крайне мало. Работы по созданию парюры были поручены ставшему тогда придворным ювелиром г-ну Болину. Именно ему, а не Фаберже. Дело в том, что до Фаберже большим успехом и популярностью пользовалась ювелирная фирма Болина. Их главной ценностью была тончайшая работа с лучшими драгоценными камнями в мире. Уже тогда Болин умел создавать невесомый каркас украшений, невидимую оправу с доминантой на красоту драгоценных камней.
За несколько месяцев была выполнена рубиновая парюра тончайшей работы, состоящая из диадемы в форме "венца", великолепной красоты ожерелья, серег, броши и кольца. Браслет и корсажное украшение были приобретены уже самой Марией Александровной позже. Стоимость парюры составляла 190 295 рублей, после сапфировой парюры Марии Федоровны она была самой дорогой.
Все рубины были бирманскими, наивысшего качества, точнее "голубиной крови". 1931
Мария Александровна очень дорожила невероятным подарком любимого отца. Надевала она парюру по очень значимым событиям. Последний раз, когда парюра была в России - это церемония коронации Николая II в 1896 году, когда Мария Александровна, герцогиня Эдинбургская приезжала в Россию.

После ухода Марии Александровны, рубиновую парюру унаследовала ее дочь Александра.

Спустя время дочь Александра (принцесса Ланденбург) подарила парюру своей невестке - принцессе Маргарите. Принцесса Маргарита являлась родной сестрой мужа (принца Филиппа) действующей Елизаветы II. 1932
Невероятно переплетение судеб людей и их украшений. После ухода из жизни Маргариты в 1981 году, все драгоценности были проданы ее родственниками в 1989 году.

При этом, великолепные исторические рубины "голубиной крови" были заменены на более посредственные рубины в форме кабошонов. Кому это было нужно - история умалчивает.

1933
 
Ага, особенно, сколько потыренных украшений Российского Императорского дома, не спасенного решением БКС. (зато камни-золотишко к липким ручкам прибрали, не погнушались, только пока наряжаться открыто стремаются.)
Ну да, если бы не разворовали и не распродали украшения Российского Императорского дома, то это была бы самая дорогостоящая коллекция украшений. В БКС конечно украшения роскошные и поражают воображение, но они не идут ни в какое сравнение в Российскими Императорскими украшениями. Российские украшения несоизмеримо дороже украшений БКС, там и камней в каждом украшении в разы больше, и сами камни в разы больше каратностью, по сравнению с ними украшения БКС ну как то совсем очень уж скромненько и можно аже сказать бедненько. А в Российских прям такой размах, что вау, никаких денег на украшения не желели, если бриллианты, то по максимуму чтобы все ослепли, и чтобы размером чуть ли не с кулак или как минимум с ноготь, если сапфиры и рубины то с булыжник, если жемчуг то чтобы с настоящую грушу размером. И на каждом изделии чтобы как можно больше бриллиантов было, бриллиантов мало не бывает. Не, у БКС тоже тиары и прочие украшения невероятно хороши, но Российские это нечто, таких массивных и огромных и невероятно дорогих украшений в БКС не было, пока не разграбили Российский Императорский дом.
 
Ну да, если бы не разворовали и не распродали украшения Российского Императорского дома, то это была бы самая дорогостоящая коллекция украшений. В БКС конечно украшения роскошные и поражают воображение, но они не идут ни в какое сравнение в Российскими Императорскими украшениями. Российские украшения несоизмеримо дороже украшений БКС, там и камней в каждом украшении в разы больше, и сами камни в разы больше каратностью, по сравнению с ними украшения БКС ну как то совсем очень уж скромненько и можно аже сказать бедненько. А в Российских прям такой размах, что вау, никаких денег на украшения не желели, если бриллианты, то по максимуму чтобы все ослепли, и чтобы размером чуть ли не с кулак или как минимум с ноготь, если сапфиры и рубины то с булыжник, если жемчуг то чтобы с настоящую грушу размером. И на каждом изделии чтобы как можно больше бриллиантов было, бриллиантов мало не бывает. Не, у БКС тоже тиары и прочие украшения невероятно хороши, но Российские это нечто, таких массивных и огромных и невероятно дорогих украшений в БКС не было, пока не разграбили Российский Императорский дом.
мое мнение,что в таких эксклюзивных украшениях главное не вес бриллиантов и камней,а прежде всего в красоте и изяществе изделий,но спорить не буду в оценке мнений, важно что бы вся эта красота, не стала достоянием постепенного безымянного исчезновения из " недоступных" охраняемых мест.
 
мое мнение,что в таких эксклюзивных украшениях главное не вес бриллиантов и камней,а прежде всего в красоте и изяществе изделий,но спорить не буду в оценке мнений, важно что бы вся эта красота, не стала достоянием постепенного безымянного исчезновения из " недоступных" охраняемых мест.
Да в украшениях главное красота и изящество. Но в королевских парадных украшениях главное и королевский размах, а в Российском Императорском доме был поистину королевский размах в парадных украшениях. Там и непарадных украшений, все равно превосходящих в красоте и изяществе укращения БКС, хватало. А яйца Фаберже и его сервизы и прочее, такой красоты ни у кого не было. И такими всякими Фаберже все королевские закрома забиты были до отказа.
У БКС все украшения до революции в России были в основном скромные, все впечатляющие камни и украшения подарки в качестве так сказать дани, своего ничего роскошного и не было, а потом уже размах пошел, ну то есть понятно откуда камни и прочее...
 
Последнее редактирование:
Какие ценности продали большевики Западу По оценкам экспертов, ущерб советской казны от проданных большевиками за рубеж ценностей составил 50 миллиардов золотых рублей. За бесценок в Европу и США утекали бесценные произведения искусства, иконы и книги. ПРОДАНО!
1
Яйца Фаберже




Непревзойденные произведения искусства, 36 драгоценных яиц русского ювелира Карла Фаберже почти все были проданы большевиками за границу. Показательна судьба одного из самых ценных экспонатов - яйца, подаренного императором Александром III своей супруге Марии Федоровне на Пасху в 1887 году.

Это яйцо изготовлено из золота и обильно украшено драгоценными камнями; его опоясывают венки из листьев и роз, инкрустированные бриллиантами, а дополняют всё это блистательное великолепие три крупных сапфира. Внутри спрятан швейцарский часовой механизм от мануфактуры Vacheron& Constantin. Во время революции подарок монарха был конфискован большевиками. Однажды американский коллекционер увидел фотографию этого шедевра в старом каталоге аукционного дома Parke Bernet (сейчас Sotheby's) за 1964 год. Согласно каталогу, раритет ушёл с молотка как простое ювелирное изделие, в качестве изготовителя которого значился некий «Кларк». Царский подарок был продан за смешные деньги — $2 450. Эксперты воспряли духом, так как стало известно, что яйцо в то время было в Великобритании, и вряд ли до сих пор вывезено за границы страны. Вероятнее всего, нынешние владельцы даже не подозревают об истинной ценности яйца. По оценкам экспертов, его стоимость сейчас составляет порядка 20 миллионов фунтов.

Ювелирные украшения уходили за границу стремительно. Одна только супруга американского после Марджори Пост стала владелицей 80 сокровищ из коллекции Фаберже. В последние годы наметилась тенденция возвращения яиц Фаберже "на Родину". Сегодня в России 19 яиц Фаберже: 10 - в Кремле и 9 - у олигарха Виктора Вексельберга.


2
Алмазный фонд

Сразу же после расстрела царской семьи началась уже вполне официальная распродажа драгоценностей императорского дома. Через 7 лет после революции, в 1925 году, по Европе стали ходить каталоги, хорошо изданные, иллюстрированные, с переводом на европейские языки, в которых были представлены ювелирные украшения из Алмазного фонда. Нужно сказать, что большая часть украшений не пережила мятежные революционные годы, они были просто "раздербанены" на драгоценные камни, хотя тех, что сохранились, все же оставалось немало. В ноябре 1926 года начались оптовые распродажи коронных бриллиантов. Они продавались в прямом смысле "в развес".
9 килограмм купил английский антиквар Норман Вейс, потратив на них 50 тысяч фунтов стерлингов (1,5 миллиона рублей). Антиквар сразу же перепродал их аукционному дому Кристи. Драгоценности были разбиты на 124 лота и были выставлены на торги уже в марте 1927 года. Самым ценным лотом был признан брачный венец последней русской императрицы Александры Федоровны, украшенный 1 535 алмазами старинной огранки. Бриллиантовая диадема "Русская красавица" с жемчужными подвесками, которую заказывал лично Николай I в 1841 году, ушла с молотка за 310 фунтов стерлингов. Диадема "Русское поле" в форме венка из золотых и платиновых колосьев с россыпью алмазов и центральным желтым бриллиантом весом более 35 карат - была продана за 240 фунтов.Стоит ли говорить, что реальная цена этих драгоценностей исчислялась миллионами в любой валюте.

И
Распродажу шедевров Эрмитажа иначе как разграблением сложно назвать. Бесценные полотна Рембранта, Ботичелли, Ван Гога утекали за границу по бросовым ценам. Министр финансов США Эндрю Меллон тайно купил 25 шедевров Эрмитажа. Об этом стало известно только в 1934 году, когда Меллона обвинили в уклонении от налогов (страшная для США статья!). Тогда ему пришлось расстаться с большей частью своей бесценной коллекции и передать её в Национальную художественную галерею в Вашингтоне. Жадно вглядывался к картинным "сэйлам" СССР и британский нефтяной магнат армянского происхождения Галуст Гюльбенкян. Он даже хотел получить монополию на покупку всех полотен из коллекций советских музеев.
4Книги
Хорошо известно, что большевики были не слишком щепетильны в вопросах библиографии. Старорежимные книги сжигались и распродвавались на вес. Среди них было множество по-настоящему бесценных изданий. В отличие от тех же украшений, чья ценность очевидна без серьезной экспертной оценки, книги стоимостью в миллионы долларов оказывались в библиотеках, магазинах старьевщиков и ломбардах просто по недосмотру и малограмотности населения. Множество антикварных книг разошлись по частным коллекциям европейских антикваров и библиофилов.

В 1933 году в Британском музее оказался Синайский кодекс (Codex Sinaiticus) - Евангелие, датирующееся IV веком нашей эры, рукопись которого на пергаменте была найдена на горе Синай. Старейшее издание Нового завета было продано за 100 000 фунтов стерлингов по личному распоряжению Иосифа Сталина. Деньги на покупку англичане изыскали за один день

5
Иконы

Искусствовед Наталья Семенова в интервью "Коммерсанту" сказала, что почти наверняка, если вы видите в зарубежном музее или в зарубежной частной коллекции икону, можно не сомневаться, что её вывезли из России после революции. С иконами ситуация была особая. Генеральной линией партии было искоренение из людей "религиозных предрассудков", рушились церкви, их имущество хищническим образом разбиралось. Золотые оклады икон плавились и становились драгметаллом, самими иконами топили печи, множество же икон XV-XVI веков "ушло" за рубеж.

Изъятие икон у населения шло непросто. В Бюллетене ЦК партии от 1919 года приводится свидетельство, как в Тамбовской губернии крестьяне пошли на здание ЧК выручать конфискованную икону Вышинской Божией Матери: "Я солдат, был во многих боях с германцами, но такого я не видел. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: "Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за Тебя ляжем"... Страху уже в них не было никакого".

-
 
Из всех тиар, мне больше всего понравилась баб Лизина Владимирская, прикольно что в ней камни центральные меняются, и можно и вовсе без этих камней, то есть сразу как бы несколько тиар в одной. Она такая изящная, вроде и простенькая, но в тоже время очень нарядная. У Дианы тиара была невероятной красоты, жаль что она ее не носила, эта тиара с жемчугом невероятно подходила ей , прям ее тиара, и вообще жемчуг ей очень шел, делал лицо милее и нежнее. У Евгении на свадьбе была красивая и в тоже время неброская тиара, очень роскошная. И колосковая тиара Российского Императорского дома безумно хороша. Ну и украшения с аквамаринами, мне цветные камни в разы больше бриллиантов нравятся.
 
Из всех тиар, мне больше всего понравилась баб Лизина Владимирская, прикольно что в ней камни центральные меняются, и можно и вовсе без этих камней, то есть сразу как бы несколько тиар в одной. Она такая изящная, вроде и простенькая, но в тоже время очень нарядная. У Дианы тиара была невероятной красоты, жаль что она ее не носила, эта тиара с жемчугом невероятно подходила ей , прям ее тиара, и вообще жемчуг ей очень шел, делал лицо милее и нежнее. У Евгении на свадьбе была красивая и в тоже время неброская тиара, очень роскошная. И колосковая тиара Российского Императорского дома безумно хороша. Ну и украшения с аквамаринами, мне цветные камни в разы больше бриллиантов нравятся.
это русская тиара Марии Павловны - там же вроде я упоминала об этом -
 
19441945
История этого прекрасного украшения полна запутанных поворотов. Она уходит корнями в дореволюционную Россию. Тиара, называемая Владимирской, принадлежала императорскому роду Романовых. Ее первой владелицей была Великая княгиня Мария Павловна, супруга великого князя Владимира (младшего сына Александра второго).Это была её личная тиара.

Vladimir%20tiara.JPG

Великая княгиня Мария Павловна
Владимирскую тиару по приказу Марии Павловны изготовили придворные ювелиры в 1890 году. Работа удалась на славу. Восхищенной Великой Княгине преподнесли изысканное украшение, усыпанное бриллиантами чистой воды и крупными жемчужинами (такое сочетание жемчуга и алмазов было традиционным для русского ювелирного искусства конца девятнадцатого века). Казалось бы, эта восхитительная тиара была предназначена для того, чтобы ее носили на своих головах представительницы царской семьи. Но грядущие войны, революции и прочие потрясения, к сожалению, не только практически полностью уничтожили императорский род, но и в значительной степени повлияли на судьбу Владимирской тиары.
Во время трагических событий 1917 года Великая Княгиня Мария Павловна со своей семьей жила на Кавказе. Это высокородное семейство находилось в Кавказских горах до тех пор, пока не стало ясно, что ситуация уже не улучшится, и жизнь императорской семьи никогда уже не вернется в прежнее русло. Находясь в чрезвычайно опасном положении, Мария Павловна с семьей в 1920 году бежит в Венецию. Огромную коллекцию своих ювелирных украшений, включая и легендарную Владимирскую тиару, Великая Княгиня спрятала во Владимирском дворце в Петербурге. Впоследствии, с помощью своих друзей из британских спецслужб Марии Павловне удалось контрабандным путем доставить драгоценности из сейфа в Европу.
После смерти Великой Княгини в 1920 году, вся коллекция драгоценностей перешла к ее наследникам. Прекрасная Владимирская тиара, слава о красоте которой разнеслась по всему Старому Свету, в 1921 году была куплена за огромное состояние английской королевой Марией. Так украшение, изначально создававшееся для представительниц русского императорского рода, перешло во владение британской королевской семьи.

Vladimir%20tiara1.JPG

Королева Мария

Королева Мария, как известно, отличалась особой страстью к драгоценностям. Она обладала неплохими познаниями в этой области и была тонким знатоком ювелирного дела. Королева гордилась своей роскошной коллекцией украшений и всегда получала особое удовольствие, надевая ту или иную восхитительную драгоценную вещь на официальные приемы и торжественные мероприятия. Естественно, обладая такой страстью к ювелирным украшениям, королева Мария сделала все возможное, чтобы получить заветную Владимирскую Тиару.

Мария не только приняла решение потратить огромную сумму на это украшение, но и отдала приказ придворным ювелирам его переделать. Будучи превосходным знатоком драгоценностей, королева придумала оригинальную идею: сделать так, чтобы жемчужные подвески на тиаре могли заменяться на драгоценные изумрудные капли. По ее мнению, так украшение стало бы более универсальным и подходило бы к большему числу нарядов.

Желание королевы — закон. Лучшие ювелиры Британии исполнили волю Марии, и с этих жемчужины на тиаре действительно время от времени заменяют на изумрудные подвески. Эта тиара стала одной из любимых драгоценностей королевы Марии. Она ввела традицию, согласно которой это украшение должны надевать в свет молодые представительницы королевского рода. На данный момент она принадлежит королеве Елизавете II.
 
История создания королевских украшений в БКС до революции в России, тоже интересна и показательна, почти все украшения создавались, как поскребли по сусекам, вынули камни из старых ненужных украшений, и вставили в новые. И показательно как создавали все украшения Российского Императорского дома, о бюджете вообще речи не шло, где камни взять вопрос даже не стоял, был один всего лишь критерий, чтобы к сроку через пару месяцев было готово, а там творите что хотите, главное чтобы размах был королевский, ну и по возможности чтобы не больше такого то веса чтобы голова и шея не ломилась от тяжести.
И все самые красивые тиары в мире это тиары из разграбленного бывшего Российского Императорского дома. Самые красивые и впечатляющие роскошью тиары той же БКС, это все бывшие Российские тиары, и самые красивые и роскошные нынешние украшения в БКС , это все камни из украшений Российского Императорского дома.
 
Последнее редактирование:
1946
На западе ее еще любят называть «русской подвенечной тиарой», и неспроста – именно в ней выходили замуж несколько поколений императорских невест, начиная со второй половины 19 века. Девушки надевали эту треугольную диадему вместе с императорской венчальной короной и прочими украшениями, выдававшимся им специально к свадьбе. В своем роде это была уникальная традиция: в то время как европейские невесты приветствовали разнообразие (например: «Свадебные тиары британской королевской семьи»), русские доводили преемственность своих подвенечных образов до абсолюта.

Впрочем, изначально эта тиара изготавливалась совсем не как подвенечное украшение. Ее условным годом «рождения» считают 1800 год, создателем – Якова Дюваля, а первой владелицей – Марию Федоровну, супругу императора Павла I. Как пишет в одной из своих книг искусствовед Лилия Кузнецова, изначально диадема также была украшена свисающими у висков нитями – на манер древнерусских рясн. Чистейшие бриллианты разного калибра и огранки были привезены из Индии и Бразилии, а их совокупный вес составлял около 1000 карат!
330@500@4bd728ef8ddbc27572aa63922490597e-YjZiNTMyYzhhNg.jpg

Великая княжна Мария Павловна в диадеме Марии Федоровны после венчания с Вильгельмом, герцогом Сёдерманландским, 1908 год
330@500@f533424271cef6592dae2722ff8c8584-ZmZjODllNTljYg.jpg

Венчание Николая II и принцессы Александры, 1894 год
Центральный ряд представляет собой подвижно свисающие бриолеты, резво качающиеся при малейшем движении головы. Впрочем, главным «героем» украшения остается всего один, солирующий бриллиант нежно-розового цвета весом в 13.35 карат. Изначально редкий экземпляр был вставлен в основание, на дне которого располагалась цветная фольга – излюбленный прием ювелиров тех лет, за счет чего бриллиант казался кроваво-красным. Лишь много лет спустя был обнаружен истинный цвет камня, уловить который неподготовленному глазу едва ли легко.

Этой диадеме очень повезло: она удачно пережила Революцию, и сегодня является ценнейшим экспонатом Алмазного фонда в Кремле. Взглянуть на нее можно и сегодня. Опыт уникальный, учитывая, что диадема Марии Федоровны – единственная оригинальная тиара Романовых, находящаяся в России (по крайней мере, официально).
«Колосья»
1000@800@aab7d50d4b60e150b9b63f3eb4afa126-MmFkOTJhZWY0OA.jpg

Оригинальная диадема с колосьями - фото сделано в 1927 году специально для аукциона "Кристи", на котором было продано множество фамильных украшений Романовых
Еще один шедевр, сделанный мастерской братьев Дюваль для императрицы Марии Федоровны – к тому времени уже вдовствующей. Эта диадема была одной из любимейших у Ее Величества – что, впрочем, немудрено: убранство отличалось не только оригинальностью, но и филигранностью исполнения. Композиция состояла из шести изящных золотых колосков, стремящихся к центру, между которыми буквально прорастали витиеватые, будто кружевные, стебли льна. Стоит ли даже говорить, что рисунок поражал своей реалистичностью.

Вся тиара была полностью инкрустирована чистейшими бриллиантами, а в ее центре красовался огромный, 37-каратный, лейкосапфир – прозрачный, с едва различимым золотистым оттенком. Как нетрудно догадаться, этот камень символизировал солнце.

Вообще, символизм тиары удивителен. Колосья и лен – знаковые богатства России, и, возможно, не существовало более уместного образа для ювелирных украшений дам из правящей династии.
1000@745@4fbb5cfc56769b30d5c70c6bae3570db-N2E3YmIxNDAwYg.jpg

Копия диадемы, получившая называние "Русское поле", которая сейчас хранится в Алмазном фонде
Говорят, что эта диадема очень ценилась императорской семьей, впрочем, спустя столетие уже новая власть не придала «Колосьям» какой-либо исторической или художественной ценности – и продала ее на лондонском аукционе «Кристи» в 1927 году вместе с другими царскими драгоценностями. Ее дальнейшая судьба неизвестна, однако в 1980 году советские ювелиры (В. Николаев, Г. Алексахин.) постарались воссоздать утерянное украшение – и создали реплику из золота, платины и бриллиантов, которая получила название «Русское поле». Эта тиара, конечно же, отличается от оригинальной: в ее центре сверкает золотистый бриллиант, рисунок кажется «крупнее», а общий размер убранства – меньше. И все же эта работа дает прекрасное представление о том, как выглядела первоначальная диадема Марии Федоровны. Полюбоваться на реплику также можно в Алмазном фонде.

Жемчужная диадема
665@453@b1791944ed36c45101ec9f28ae3658f3-ZTQ2NjYxMTE1Zg.jpg

Жемчужная диадема авторства ювелира К.Болина
Для удобства ее любят называть «Русской красавицей», однако это название не совсем корректно. Да, «Русская красавица» действительно существует – но, как и в случае с «Русским полем», она – только лишь реплика, искусно воссозданная ювелирами В. Николаевым и Г. Алексахиным в 1987 году. Впрочем, источник вдохновения советских мастеров вполне реален: им стала бриллиантовая тиара с подвесными жемчужинами, изготовленная по заказу императора Николая I для его супруги Александры Федоровны. Автором драгоценного шедевра, который в наши дни не может не вызывать ассоциаций с Кембриджскими «Узелками любви», стал придворный ювелир Карл Болин.

История этого убранства захватывающая: жемчужную диадему авторства Болина можно считать своеобразным символом тогдашней моды на все русское и нарочито национальное, буквально навязанной столичным модницам «сверху». По своей форме тиара напоминала типичный кокошник, а ее самым узнаваемым элементом стал стройный ряд из 25 крупных натуральных жемчужин, отобранных Болиным из «ненужных» коронных драгоценностей (в «Русской красавице» мы видим уже искусственный жемчуг).

665@495@e4ae4daa77a13fb9e5eb429a17bb9ae6-NjU3YjdmODNkMQ.jpg

Копия тиары Болина, изготовленная ювелирами Николаевым и Алексахиным. В настоящее время хранится в Алмазном фонде. Именно она и носит название "Русская красавица"

Убранство мгновенно стало числиться коронной драгоценностью, однако великолепие ее было столь велико, что предпоследняя российская императрица, Мария Федоровна (жена Александра III) в определенный момент даже стала хранить ее в своих покоях. Как пишет историк-искусствовед Лилия Кузнецова, диадема лишала дара речи даже иностранцев: так, по ее мнению, в начале 20 века именно этим венцом вдохновлялся дом Cartier, когда создавал собственный жемчужно-бриллиантовый кокошник, известный на весь мир.

665@495@de53a4125f13a34e77f7947c7a4283eb-ZGRmYTU5YmYwNw.jpg

Знаменитый кокошник от Cartier 1908 года, возможно, вдохновленный Жемчужной диадемой


В 1919 году Мария Федоровна бежала из России, прихватив с собой исключительно повседневные украшения. Самые же драгоценные образцы, включая тиару Болина, были присвоены большевиками и впоследствии проданы на аукционах – так, жемчужная диадема ушла с молотка «Кристи» в 1927 году. Считается, что украшение было куплено фирмой Holmes & Co., а затем перепродано 9-му герцогу Мальборо (двоюродному брату Уинстона Черчилля), который приобрел русскую тиару для своей второй жены Глэдис Мэри Дикон.

665@578@574be71dc923b2f6f9ccecfe4f717a38-NTkwOTcwMmQ4Mw.jpg

Глэдис, герцогиня Мальборо, в Жемчужной диадеме
Правда, в Великобритании убранство пробыло недолго – в конце 1970-х оно вновь было выставлено на торги, и на этот раз его владелицей стала сама… Имельда Маркос, Первая леди Филиппин. Считается, что Имельда не имела ни малейшего понятия о том, какой невероятной историей обладает эта вещица. Некоторые даже считали, что Первая леди разобрала тиару. Впрочем, сегодня известно, что «кокошник» цел и находится в Центральном банке Филиппин, ожидая, как говорят, очередного аукциона. Вернется ли прообраз «Русской красавицы» когда-нибудь в Россию?
Большая бриллиантовая диадема с жемчугом

665@495@d20b32d4ce91eff5193a30f3d264c467-NDE1MDZiNmFkNw.jpg

Императрица Александра Федоровна в Большой бриллиантовой диадеме

Вот уж где русский стиль проявился во всем великолепии. Всегда выигрышное сочетание бриллиантов и жемчуга, элементы популярного в 19 веке стиля lover’s knot и, конечно же, традиционная форма кокошника, – все это объединилось в роскошной Большой бриллиантовой диадеме. Она была изготовлена в начале 1830-х годов, предположительно, придворным ювелиром Яном Готтлибом-Эрнстом для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, – возможно, из старых украшений Марии Федоровны
Размер этой тиары поражает: 113 жемчужин разного размера и несколько десятков бриллиантов расположились на драгоценном каркасе высотой в полголовы.
330@500@0e446094495c416cc8b3ae3944fde463-ZTUwOGU4NzI5MQ.jpg

Портрет императрицы кисти Н. К. Бодаревского
330@500@23da5a996d3b1447fa0fe6b9bc2f6616-OGJkM2UxNDJjOQ.jpg

Вид диадемы сбоку

Александра Федоровна была первой хозяйкой диадемы, и, по иронии судьбы, последней владелицей тоже стала Александра Федоровна – только уже супруга Николая II. Императрице убранство пришлось особенно по душе – как, впрочем, и все нарочито «русское». При ней же украшение и приобрело мировую известность: так, именно оно венчало голову Ее Величества на открытии I-й Государственной думы.

Диадема, таким образом, безусловно, представляла большую историческую ценность – но не для всех. После Революции она пропала со всех радаров и, предположительно, была продана на аукционе (возможно, все на том же «Кристи» в 1927 году) – не исключено, что для того, чтобы найти покупателей, новые власти разобрали тиару на части.

Сапфировая тиара
История этой диадемы так же остросюжетна и интересна, как и история Владимирской, ведь она в свое время тоже принадлежала Великой княгине Марии Павловне, сумевшей, благодаря своей дружбе с английским дипломатом, вывезти свои сокровища из России.

665@495@8fc8ced9189502ecf9f7999cc6f96a6c-YzkyMzc2MGI1Ng.jpg

Великая княгиня Мария Павловна в Сапфировом кокошнике. Портрет кисти Бориса Кустодиева
Массивный кокошник, туго усеянный бриллиантами и украшенный массивными сапфирами, – украшение фамильное, перешедшее в семью Великих князей из коллекции жены Николая I, Александры Федоровны. Некоторые считают, что это убранство – это, по сути, переделанная диадема Ее Величества, которую император преподнес ей в честь их восшествия на престол в 1825 году. По другому мнению, в массивный кокошник вошли лишь сапфиры из коллекции императрицы.

Так или иначе, часть драгоценностей Александры Федоровны перешла по наследству ее внуку, Великому князю Владимиру Александровичу, который и преподнес их своей любимой жене. Кокошник, фотографии которого дошли до наших дней, сделали (или переделали) в Cartier в конце 1900-х годов. Диадема стала частью роскошной парюры, в которую также входили серьги, ожерелье и брошь.

От гнева Революции эту драгоценную тиару также спас Альберт Стопфорд, тайно вынесший драгоценности Великой княгини из ее будуара. Но если новой владелицей Владимирской тиары станет (в конце концов) королева Великобритании, то сапфировый кокошник купит другая королева – румынская.

330@500@2a2a7e78acb3e8cae1832e61575f9a73-M2FhNzRiYWVkYg.jpg
1948
Королева Мария в Сапфировом кокошнике Марии Павловны, 1931 год

По матери королева Мария была тесно связана с Романовыми. Когда разразилась Первая мировая война, румынская королевская семья переслала на сохранение в Кремль многие свои украшения (как, впрочем, и весь золотой запас своей страны). Как несложно догадаться, это была большая ошибка, цена которой оказалось слишком высока. После Революции новое правительство конфисковало королевские драгоценности.

Королева Мария потеряла практически все свои украшения, в том числе и старинные фамильные тиары. Конечно, у ее семьи было достаточно средств, чтобы компенсировать потерю, но, естественно, ни одна новая диадема не могла заменить Марии драгоценности, которые передавались из поколения в поколение. Тогда-то, скорее всего, у королевы Марии и ее родственницы Марии Павловны и возникла идея взаимовыгодного обмена. Первой нужны были фамильные богатства, второй – деньги. Так, сапфировый кокошник Великой княгини стал собственностью румынской королевской семьи.

Королева Мария с тиарой почти не расставалась, передав ее впоследствии своей младшей дочери Илеане в честь свадьбы. Так кокошник и оставался в королевской семье, пока румыны не почувствовали грядущую войну и политические перемены в собственной стране. На этот раз отправить украшения на сохранение было решено в Великобританию.

После окончания Второй мировой войны монархия в Румынии фактически доживала свои последние дни. Королевскую семью изгнали из страны. Принцесса Илеана с тиарой своей матери отправилась в США, где и продала ее неизвестному покупателю в 1950 году. Судьба ее с тех пор неизвестна.

Сапфировая диадема Марии Федоровны
1000@745@a1bf2a0b1737a4147f19eef7a0336aac-ZmJlZTBkZTZiMQ.jpg

Массивная тиара, изготовленная для супруги Павла I, переходила по наследству долгие годы. По словам Лилии Кузнецовой, украшение было создано все тем же Яковом Дювалем. Основной рисунок диадемы – лавровые листья, что относит нас к модному в тот период стилю классицизма. Украшение полностью инкрустировано бриллиантами, однако главными героями тиары остаются пять крупных сапфиров разной огранки. Вес центрального камня – 70 карат. Судьба тиары после Революции все еще не известна.

Лучистая диадема Елизаветы Алексеевны
1000@745@8f98b4ed9497ebb246989e63971a21db-MzI3ZmRjN2NlZg.jpg

Императрица Александра Федоровна в Лучистой диадеме Елизаветы Алексеевны
Необычная V-образная форма этой тиары относит нас к стилистике сказочной, особенно боготворимой в конце 19 века. Впрочем, сама диадема была сделана гораздо раньше – в начале 1800-х годов, и в те времена ювелиры предпочитали опираться на стиль ампир. Ее первой владелицей была императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. По свидетельству Лилии Кузнецовой, после ее смерти диадему слегка видоизменили, дабы не вызывать ассоциаций с прежней владелицей. После Революции лучистую тиару, скорее всего, продали.

Изумрудная тиара Александры Федоровны
1000@745@54b220906cd9a7e26b90402d8c4f73b7-YjY1NzllYjUzZQ.jpg

Императрица Александра Федоровна в Изумрудной тиаре. Фрагмент портрета, худ. Н. Бодаревский
Изготовленная специально для супруги Николая II, эти тиара выполнена в довольно оригинальной для Романовых стилистике, вызывающей ассоциации не столько с русской ювелирной традицией, сколько с французской. Рисунок убранства представляет собой чередующиеся арки и банты.

1000@745@865f2ed57325fb272c933296d71f2cd0-NTQyYjJmMjdiOQ.jpg

Центральный изумруд для него был найден в далекой Колумбии и весил 23 карата. Тиара была трансформером, что, скорее всего, и предопределило ее судьбу после убийства царской семьи – в 1920-х годах изумрудный венец Александры Федоровны был продан.

Диадема Кехли
1000@745@c9bc95404e5bd1c79232d6f801a99faa-YmQ5ZGJlMjM3Ng.jpg

Александра Федоровна в Диадеме Кехли. Фрагмент портрета
Эту великолепную тиару, сапфирово-бриллиантовый рисунок которой часто любят сравнивать с праздничным фейерверком и с традиционными геральдическими лилиями, создали в другой ювелирной фирме при дворе Романовых – Кехли, названной по фамилии ее основателя.

1000@745@90168ba8a8b81c163be66bdf75a660a1-YjA0MTVmMDdlYw.jpg

По ней же теперь называют и эту тиару, изготовленную специально для последней императрицы России – Александры Федоровны. Диадема была частью большой парюры, однако после Революции ничто из драгоценного сета новые власти не пожалели – и продали все на аукционе в 1920-х годах.
 
Жемчужная диадема Марии Федоровны
1000@745@920c2c9215a230409f4b011ba57b32cf-M2FkMzVmZjRhZQ.jpg

Императрица Мария Федоровна в Жемчужной диадеме. Фрагмент портрета, худ. Ф. Флеменг
По своей форме это убранство напоминает, скорее, корону, чем тиару, а самым впечатляющим элементом в нем по праву считаются массивные продолговатые жемчужины.

1000@745@18920ea8b66ad3a947cb2bf8396ae78d-NzgxODgzOTM5ZA.jpg

Очень геометричный и лаконичный бриллиантовый орнамент редко встретишь в романовских драгоценностях. Если подключить воображение, то в рисунке можно угадать букву «М» – по имени императрицы Марии Федоровны, для которой украшение и изготавливалось изначально. Это убранство входило в состав драгоценной парюры, судьба которой после Революции пока остается загадкой.
 
К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Тиара в форме русского кокошника, созданная в начале XIX в. Тиара изначально принадлежала императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I. Тиара осыпана старинными бразильскими бриллиантами общей массой 275 старых каратов, оправленными в золото и серебро.
К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Это великолепное ожерелье состоит из 21 алмазного кабошона в оправе из серебра с золотыми рельсовыми закрепками; алмазы соединяются шёлковыми нитями, обеспечивающими ожерелью большую гибкость. 15 подвесок ожерелья образуют старинные бриллианты грушевидной формы, увенчанные более мелкими бриллиантами, огранёнными, предположительно, в XVII или XVIII в. Общая масса этих камней индийского происхождения составляет 475 старых каратов. Некоторые из них имеют голубоватый или розоватый оттенок, что усиливает эффектность изделия.


1952Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна; портрет кисти Эмиля О. Визеля, 1905г. На шее императрицы – ожерелье, изображенное выше.
К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Эта роскошная тиара, украшавшая голову императрицы Александры Фёдоровны во время церемонии открытия I-й Государственной Думы, в каталоге А. Ферсмана «Алмазный фонд СССР» (опубликованном в 1924-1926 гг.) датируется началом XIX в. Но более вероятно, что она была выполнена придворным ювелиром Болиным специально для императрицы, с использованием бриллиантов и жемчуга из Кабинета Его Величества. Ферсман находил эту тиару самым красивым ювелирным изделием во всей императорской коллекции. Все следы тиары после инвентаризации 1922 г. теряются; возможно, вместе с другими украшениями из коллекции она была продана, целой или по частям, на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927 г. 1953
Ювелирные изделия 2-й половины XVIII в.: массивные (не полые) серебряные цветы – типичные украшения, которые нашивались на парадные платья российских императриц. В центре – эгреты с бриллиантами и жемчугом (для украшения причёски)
К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Ожерелья из Кабинета Его Величества, выполненные из индийских бриллиантов, оправленных в серебро с золотыми заклёпками. Согласно каталогу Ферсмана, центральный камень самого длинного ожерелья ведёт свое происхождение из копей Голконды (Центральная Индия) и имеет бледно-голубоватый оттенок.
К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Большое изумрудно-бриллиантовое корсажное украшение великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Елизавета Фёдоровна (Елизавета Алексеевна Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская) (1864-убита в 1918 г.), родная сестра императрицы Александры Фёдоровны, жена великого князя Сергея Александровича. Это изумительное украшение, являющее собой тройной каскад изумрудных кабошонов грушевидной формы, появилось в ноябре 1911г. в числе драгоценностей турецкого султана Абдул-Гамида II, выставленных на продажу в галерее Жоржа Пети в Париже. Когда после покушения на своего супруга в 1905 г. Елизавета Фёдоровна распродавала свои драгоценности, чтобы добыть средства на основание Марфо-Мариинской обители, она, вероятно, отдавала себе отчёт в том, что такие роскошные украшения, как это корсажное украшение, были столь ценными и узнаваемыми, что продавать их в России было неосмотрительно. Видимо, по этой причин колье попало на международный рынок и было приобретено турецким султаном.
К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Брошь с крупной натуральной жемчужиной в центре, обрамлённой с обеих сторон двумя бриллиантами-кушонами; все три камня заключены в овальный ободок из бриллиантов старой огранки, к которому крепятся три съёмные подвески – каждая с бриллиантом грушевидной формы. Это украшение из коллекции великой княгини Марии Павловны также пережило революцию и впоследствии было продано.
К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Изумрудно-бриллиантовое ожерелье из парюры великой княгини Марии Павловны, подаренной ей императором Александром II к свадьбе с великим князем Владимиром Александровичем в 1874 г. масса центрального камня в форме шестиугольника – 100 каратов.

К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Ожерелье из нитки жемчужных зёрен, перемежающихся с 15 бриллиантовыми мотивами, к которым крепятся подвески с крупными каплевидными жемчужинами в повторяющих их форму поясках из бриллиантов старой огранки в оправе из золота и серебра. Этот замечательный образец ювелирного искусства середины XIX в. хранился в Бриллиантовой комнате.

К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

По случаю своей коронации Николай II преподнёс своему дяде Владимиру и его супруге, великой княгине Марии Павловне, эту шкатулку, выполненную Михаилом Перхониным из фирмы Фаберже. Крышку шкатулки украшает бриллиантовая монограмма императора на ромбе белой непрозрачной эмали, окантованной бриллиантами. Ромб с монограммой размещается на поле переливчатой зелёной эмали, заключённом в рамку с мотивами лавровых листьев и ленточек.

К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Тиара с бриллиантовыми фонтанами, выполненная Шоме в 1899г. Мария Павловна часто была в Париже и была истовой поклонницей его волшебных творений и оставалась его клиенткой до 1914 г. Элементы тиары имитируют струящиеся потоки воды, эффектно искрящиеся в лучах света мелкими бриллиантами и собирающиеся «пролиться» крупными каплями грушевидных бриллиантов, трепещущих при малейшем движении. Общая масса бриллиантов в этом сказочном произведении ювелирного искусства – более 75 каратов. Предположительно, эта тиара была подарена великим князем Владимиром Александровичем своей супруге, великой княгине Марии Павловне, по случаю их семейного юбилея – серебряной свадьбы, – который они отмечали в тот год.

К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Колье, выполненное Картье в 1900 г. для великой княгини Марии Павловны, с шестью нитками жемчуга и двумя большими императорскими орлами, усеянными бриллиантами.
К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Великая княгиня в указанном выше колье. Фотография Марии Павловны, сделанная Отто в Париже, вставлена в рамку, изготовленную Фаберже под зеркальце на туалетном столике. Прозрачная красная эмаль, нанесённая сложной техникой гильош, пунктирована двуглавыми орлами; в самом верху по центру рамки помещён медальон непрозрачной белой эмали с вензелем великой княгини, увенчанный императорской короной; все элементы унизаны бриллиантами.

К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых


История кокошника с сапфирами восходит к первой половине XIX в. В 1825 году русский император Николай I подарил тиару с сапфирами своей супруге Александре Фёдоровне, урождённой принцессе Фpедеpике-Луизе-Шаpлотте-Вильгельмине, дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы, в честь их восшествия на Российский престол. Кокошник дополняла великолепная сапфировая брошь с подвесками.
Следующим владельцем кокошника стал внук Александры Фёдоровны, третий сын Александра II, дядя императора Николая II, великий князь Владимир Александрович. Кокошник стал подарком супруге великого князя – великой княгине Марии Павловне, урождённой принцессе Марии-Александрине-Елизавете-Элеоноре Мекленбург-Шверинской, при дворе её сравнивали с Екатериной II. При жизни мужа Мария Павловна кокошник не носила и только после его смерти в 1909 году решает обновить старую сапфировую тиару, и заказывает ювелирному дому Cartier переделать тиару и брошь в новую, более современную форму. Все элементы с сапфирами и бриллиантами были съёмными и могли носиться, как броши. Картье лично передал это уникальное ювелирное изделие заказчице в Санкт-Петербурге.

В 1910 году великой княгине захотелось иметь корсажное украшение, которое составило бы парюру с полюбившимся ей кокошником. Она снова предоставила Картье несколько украшений с тем, чтобы ювелир разобрал их и использовал камни в новом изделии (на снимке – внизу). В качестве центрального элемента украшения ювелир использовал овальный сапфир массой 162 карата.

К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Великая княгиня Мария Павловна в сапфировой парюре. Портрет кисти Бориса Кустодиева. 1913 г.
 
Мария Павловна оказалась одной из немногих членов императорской семьи, кому удалось вывезти свои драгоценности из России после революции. Часть её семейных реликвий в ноябре 1918 года была доставлена в двух наволочках в шведскую миссию в Петрограде поверенным лицом великой княгини профессором живописи Ричардом Берггольцем; Мария Павловна скончалась, не успев сообщить членам своей семьи о переправленных в Швецию предметах.

В 2008 году в архивах министерства иностранных дел Швеции были обнаружены ювелирные изделия, которые находились в хранилищах министерства с 1918 года: около 60 различных портсигаров и запонок из золота, серебра и ценных камней, выполненных фирмой Фаберже и шведскими мастерами из семьи Булин. Все предметы находились в наволочках, на которых сохранилась надпись: «Appartient a S.A.L/ la Gr. Duchesse Vladimir» («Собственность Её Императорского Высочества супруги великого князя Владимира»). Предметы были переданы правительством Швеции наследникам Марии Павловны.

30 ноября 2009 года на торгах в аукционном доме «Сотбис» в Лондоне состоялись торги по продаже драгоценностей; вырученная сумма в семь раз превысила их предварительную оценку, превысив 7 миллионов фунтов стерлингов.
К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых


Предметы из наволочки:

К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых



Портсигар в неоклассическом стиле, богато украшенный цветами тиснением золотом четырёх цветовых оттенков, работы Августа Хельмстрема. Подарок императрицы Александры Фёдоровны великой княгине Марии Павловне и великому князю Владимиру Александровичу на их серебряную свадьбу в 1899 г. Соединённый вензель «M» и «W» заключены в круглую бриллиантовую рамку.

К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Уникальная табакерка из перламутра и золота работы Михаила Перхина; ок. 1890 г. На перламутровом поле лицевой стороны крышки – вензель «WA» (по начальным буквам имени и отчества великого князя Владимира Александровича), увенчанные императорской короной.

К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Ещё один предмет из наволочки. Портсигар в стиле рококо – подарок вдовствующей императрицы великой княгине Марии Павловне. Мастер – Михаил Перхин, 1899 г. Поверхность портсигара покрыта прозрачной эмалью оттенка ликера шартрез; в орнаментальный мотив волны включены элементы бриллиантовых завитков.


К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Великая княгиня Мария Павловна (справа) и её невестка великая герцогиня Мекленбург-Шверинская (великая княгиня Анастасия Михайловна) на коронационном балу в 1896 г. На голове Марии Павловны – бархатный кокошник, на котором закреплено её жемчужное ожерелье с бриллиантовыми подвесками, очень похожее на ожерелье из Бриллиантовой комнаты (указано выше). Жемчуга, обвивавшие её шею и плечи вошли в легенду.
 
К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Бриллиантовый кокошник, заказанный Картье великим князем Владимиром Александровичем в подарок своей дочери Елене (1882-1957) по случаю её бракосочетания в 1902 г. с принцем Николаем Греческим.

К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых

Великая княжна Елена в кокошнике, подаренном ей родителями на свадьбу.
 
Колье Екатерины Великой на аукционе Sotheby’s
67366286
galik_123October 30th, 2016
Новость из мира искусства

0_12fcae_d7cbd49b_XXL.jpg


Вновь всплывают на аукционе Sotheby’s драгоценности Российской империи. Уникальное бриллиантовое колье императрицы Екатерины Великой будет продано с молотка 16 ноября. Это изысканное украшение создано во второй половине XVIII века и имеет огромную историческую ценность. Ювелирное искусство достигло в этот период непревзойденных вершин мастерства, чему способствовало щедрое покровительство со стороны российской императорской семьи.
Колье Екатерины Великой - историческая драгоценность Российской империи, известно в мире как Imperial Diamond Necklace of Catherine the Great. Оно состоит из двух независимых между собой изделий - собственно колье "ривьера" и бантика-броши, который служит застежкой украшения. Колье представляет собой соединение 27 крупных бриллиантов, окаймлённых декоративным листовидным орнаментом и окружённых россыпью более мелких камней. Оценочная стоимость - $3-5 млн.

0_12fe69_80d5051b_XXL.jpg

Это колье в нашей стране никто никогда не видел. На Запад оно попало вместе с другими сокровищами Романовых, когда советское правительство решило восполнить дефицит в бюджете страны за счет массовой "реализации" антиквариата. Колье выставлялось на торгах в 1927 году и было приобретено лондонским ювелиром С. Дж. Филлипсом. Следует заметить, что он купил колье "ривьера" и брошь "бант" отдельными лотами, а позже соединил их в одно украшение. В 1960 году его купил частный коллекционер, и оно исчезло из поля зрения. 17 ноября 2005 года в Женеве на Sotheby’s снова на продажу было выставлено бриллиантовое колье, принадлежавшее императорской фамилии России. Аукционный каталог "Magnificent jewels" представлял 450 лотов, но только "русское колье" имело еще и отдельное подарочное издание в твердой обложке, а также буклеты на русском и английском языках. Русское бриллиантовое колье на краткий миг появилось на женевском аукционе и снова исчезло в неизвестной частной коллекции.


Царские сокровищницы пополнялись столетиями, а во время царствования Екатерины Великой расточительность двора достигла невиданных размеров: для императрицы трудились лучшие французские и швейцарские ювелиры, такие как Позье и Дюваль. Во время Первой мировой войны было принято решение о переносе коллекции в Москву, сейфы с драгоценностями собирались и перевозились в такой спешке, что не было составлено даже описи. По прибытии в Москву драгоценности были реквизированы и спрятаны до окончания войны.
В 1921-1923 годах производить оценку драгоценностей пригласили Агафона Фаберже, а в 1925 году под руководством профессора А.Е. Ферсмана был подготовлен и опубликован каталог "Сокровищница бриллиантов и драгоценных камней России" на русском, английском, французском и немецком языках. Он имел 232 черно-белые иллюстрации с описанием каждого изделия. После этого большая часть коллекции была доставлена в Лондон, и 16 марта 1927 года выставлена на аукционе Christie’s "Manson & Wood" под названием "Драгоценности государства Российского". Украшения из собрания были приобретены в частные коллекции и позже повторно выставлялись на продажу аукционным домом Sotheby’s
В публикации "Короны Российской империи" на сайте "Историческая правда" рассказывается о том, как в то время поступили с главным символом власти российских монархов. Из короны выдрали все бриллианты и передали их министру финансов Ирландской Республике в качестве залога за денежный заем. Потом об этой сделке все забыли, и бриллианты оставались в дублинском сейфе до 1950 года. В конце концов власти СССР вернули Ирландии деньги, и в 1984 году уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован.
Императорская корона была изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок - всего за два месяца. В настоящее время её можно увидеть в Алмазном фонде в Кремле.


0_12fcab_b284e73_XL.jpg



Распродажа в 1920-30-х годах музеев и дворцов, церковного имущества и коронных ценностей обернулась для нашей страны культурной катастрофой. Неприкосновенные художественные запасы страны были выведены из-под контроля надежных и компетентных защитников, было нормой выламывать драгоценные камни из изделий и продавать отдельно металлы и бриллианты.
Но великая авантюра с вывозом произведений искусства на западные аукционы не оправдала себя в финансовом отношении. И жертвы оказались по большому счету бессмысленными, так как пик предложений пришелся на годы мирового экономического кризиса, когда все продавалось, но спроса на этот художественный товар не было.
 
Императорская венчальная корона была создана в 1840г. ювелирами Николем и Плинке с использованием бриллиантов из большого пояса времен Екатерины II, автором которого принято считать придворного ювелира XVIII в. Людовика Давида Дюваля. Уцелевшая часть пояса с двумя бриллиантовыми кистями состоит из отдельных элементов, соединенных вместе серебряной проволочкой; камни оправлены в монолитное серебро. В отличие от Папи, на сайте «История Государства» http://statehistory.ru/books/TSarskie-dengi—Dokhody-i-raskhody-Doma-Romanovykh/48 дана другая история создания императорской короны: до 1884 г., традиционно к венчанию представительниц Императорской фамилии изготовлялась каждый раз новая венчальная корона.

Традиция изготовления венчальной короны к каждой свадьбе прервалась в 1884 г. и изготовленный ко дню бракосочетания великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны венец разбирать не стали. В изготовлении венчальной короны в 1884 г. использовали часть нашивок (80 шт.) «бриллиантового борта» камзола и кафтана императора Павла I, работы Леопольда Пфистерера (1767 г.). Их прикрепили серебряными нитями к малиновому бархату каркаса венчальной короны. Крест на короне составляют камни, снятые с бриллиантового эполета работы начала XIX в. Судя по всему, корону изготовили ювелиры фирмы К.Э. Болина (серебро, бриллианты, бархат; высота 14,5 см, диаметр 10,2 см). Несмотря на свою красоту и значимость, корона не была отнесена к числу высокохудожественных изделий. Она была продана из Гохрана в ноябре 1926 г. антиквару Норману Вейсу.

Затем перепродана на аукционе Кристи в Лондоне 26 марта 1927 г. антиквару Фаунсу за 6100 фунтов и хранилась в галерее Вартски в Лондоне. Последней ее владелицей стала Марджори Пост, которая приобрела корону в 1966 г. на аукционе Сотби. В настоящее время венчальная императорская корона хранится в Иконной комнате Музея Хиллвуд близ Вашингтона. Остальные фрагменты пояса были признаны прекрасным образцом ювелирного искусства середины XVIIIв. и сохранены советским правительством.

Утраченные сокровища дома Романовых
1954

Бриллиантовый пояс с двумя кисточками, созданный в царствование Екатерины II, предположительно ювелиром Людовиком Давидом Дювалем. Часть пояса была впоследствии использована для создания венчальной короны.
 
шведы молодцы столько лет хранили эти реликвии с наволочкой все как было передано на хранение , а потом возвратили царским потомкам им респект.
 
шведы молодцы столько лет хранили эти реликвии с наволочкой все как было передано на хранение , а потом возвратили царским потомкам им респект.
извиняюсь , почему то не получается как раньше в одной рамке уложить ответ с предыдущим текстом и получается ответ сам по себе
 
Часть драгоценностей продали по поручению советского правительства на аукционах в 1926, 1927, 1929, 1933, 1934 и 1938 гг., которые проходили в Берлине, Вене, Лондоне и Нью-Йорке. Организационно готовить эту операцию начали в первой половине 1920-х гг., после того как в марте председатель Совнаркома В.И. Ленин потребовал введения «особо срочных мер для ускорения разбора ценностей». Подготовка к их распродаже началась в 1923 г. Для подготовки аукционов с 1923 по 1925 г. в Москве работала особая комиссия, руководимая академиком Александром Ферсманом. В состав комиссии в качестве эксперта входил Агафон Фаберже.

Главной задачей комиссии было не столько изучение императорского ювелирного наследия, сколько подготовка этого наследия к продаже. Работа с императорскими регалиями и коронными бриллиантами подтвердила идеальную сохранность всех драгоценностей и регалий, объявленных правительственным фондом драгоценных металлов. Занимавшаяся его научной обработкой комиссия описала и внесла в инвентарь 271 номер, включавший 406 художественных предметов (расхождение в цифрах объяснялось тем, что отдельные изделия составляли целые гарнитуры, в которые входило по несколько драгоценных предметов).

Комиссия по отбору изделий для продажи на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927г.

комиззияпопродаже.jpg Материал, опубликованный в журнале «Sphere» через несколько дней после продажи драгоценностей. Текст на титульном листе каталога гласил:» Ценный ансамбль прекрасных ювелирных изделий, большей частью XVIIIв., которые принадлежали российской короне и были приобретены синдикатом в этой стране. Теперь они реализуются, чтобы можно было произвести взаиморасчет». 1956
Один из двух бриллиантовых браслетов эпохи Екатерины II (ок. 1780г.). В рисунке браслета лиственный орнамент сочетается с мотивом ленты, «завязанной» в центральном фрагменте в узелок, которым служит большой бриллиант овальной формы. (лот№44).

Утраченные сокровища дома Романовых


Серьги-жирандоли с аметистами и бриллиантами. Датируются XVIII в. и были проданы в 1927г. (лот №27)

Утраченные сокровища дома Романовых


Бриллиантовые кисточки времен Екатерины II работы ювелира Дюваля. В 1927г. они были проданы на аукционе 16 лотами (по две кисточки в каждом). Недавно они вновь были выставлены на аукционе, но уже как серьги.

Утраченные сокровища дома Романовых




Бриллиантовый браслет с сапфиром, жемчужиной и рубином из личной коллекции императрицы Александры Федоровны, приобретенный королем Великобритании Георгом V.

Утраченные сокровища дома Романовых


Фотография из архива Картье. Бриллиантовая цепь sautoir, на кольце которой подвешен сапфир в 478 каратов. Впервые об этом сапфире услышали в 1913 году, когда он прошел огранку у ювелиров Картье. Камню предали форму подушки в 478 карат. Сапфир был представлен в качестве подвески на длинном колье. В 1919 году украшение было выставлено на выставке ювелирных изделий от Картье. Через два года король Румынии Фердинанд купил колье для супруги Марии. Мария, августейшая внучка Государя Императора Александра II Николаевича, принцесса Мария Александра Виктория Саксен-Кобург-Готская (1875 — 1938 гг.), старшая Августейшая дочь принца и кавалера Альфреда (1844 — 190 гг.) Великобританского, герцога Эдинбургского, второго Августейшего сына королевы Великобритании, Ирландии и императрицы Индии Виктории I (1819 — 1901 гг.), герцога Саксен-Кобург-Готского потеряла все свои украшения, неосмотрительно отправив их в Россию в начале Первой мировой войны, где, как ей казалось, они должны были быть в полной сохранности. Но в годы революции они бесследно пропали. В 1921 г. король Фердинанд приобрел, — с условием, что сделка купли-продажи аннулируется в случае возникновения серьезных или непредвиденных обстоятельств, а сумма сделки должна быть выплачена четырьмя взносами до 1924 г. бриллиантовую цепь sautoir с сапфиром и заплатил 3 375 000 французских франков. 1957

После смерти королевы Марии, сапфир перешел в наследство ее внуку, королю Михаю. Колье надевала на свадьбу невеста короля — принцесса Анна Бурбон-Примская. Тогда оно в последний раз красовалось на представительнице королевской семьи Румынии. В 1948 году украшение было продано. Сапфир приобрел греческий миллионер и преподнес его в подарок королеве Греции Фредерике Ганноверской. Королева использовала сапфир как подвеску для колье-тиары с жемчугом. Вплоть до 2003 года Сапфир Марии Румынской находился в коллекции королевской семьи Греции, хотя та и была на грани разорения но, в конце концов, украшение было продано на аукционе Christie’s. Предварительная оценка камня была 1,7 миллиона швейцарских франков.
Ювелирный аукцион в Женеве обещает сенсацию - на продажу выставлены уникальные украшения сразу двух российских императриц
Набор из колье, броши и сережек с редкими бриллиантами фантазийных цветов, который у ювелиров принято называть парюрой, - одна из самых значимых антикварных драгоценностей, выставлявшихся на аукционах за последние 50 лет. А для России - еще и огромная историческая ценность.

Помимо исторической ценности, большие бриллианты Екатерины I, выставленные за $5 миллионов, имеют уникальные природные цвета: серый, коричнево-желтый и сине-серый. Фото: sothebys.com

Помимо исторической ценности, большие бриллианты Екатерины I, выставленные за $5 миллионов, имеют уникальные природные цвета: серый, коричнево-желтый и сине-серый. Фото: sothebys.com


Драгоценный набор, за который аукционный дом Sotheby’s ожидает выручить на днях не менее 5 миллионов долларов, в июле 1711 года оказался бесценным для нашей страны. Тогда еще любовница Петра I, будущая императрица Екатерина I, сопровождала царя в походе против войск османского султана Ахмеда III. Российские войска оказались окруженными у реки Прут без нужных боеприпасов, продовольствия и воды. Исход финальной битвы мог быть весьма плачевным, если бы не хитрость Екатерины. Она уговорила Петра I написать последнее письмо султану с просьбой о мирных переговорах, а втайне от него приложила к письму свои лучшие драгоценности из его подарков. Дар был принят благосклонно, и Россия заключила мир с османами. По нему мы потеряли контроль над Черным морем и порт Азов, но сохранили тысячи человеческих жизней.

Так уникальные бриллианты Екатерины оказались в казне османских султанов. На публике они появились, когда султан Абдул-Хамид II (1842 - 1918) преподнес этот комплект украшений принцессе Эмин Ханим, жене вице-короля ЕгиптаТауфик-паши, по случаю рождения наследника трона, будущего Аббаса II. В 1914 году, когда Египет стал британским протекторатом, Аббас II, изгнанный из страны, обосновался в Женеве, где и умер. Драгоценности достались по наследству его сыну, принцу Мухаммеду Абдул Монхейму. Он и продал екатерининские колье, брошь и серьги на аукционе Christie's в 1963 году. Их приобрел частный покупатель, пожелавший остаться неизвестным. Все эти годы драгоценный набор хранился в его семье, и вот теперь исторические сокровища выставлены на нынешний ноябрьский аукцион в Женеве.
Большинство конфискованных сокровищ императорской коллекции принадлежало Екатерине Великой - 40 процентов, по оценке комиссии, проводившей опись в 1922 году. Часть их попала на тот самый Лондонский аукцион 1927 года. Так, с торгов ушло бриллиантовое колье «ривьера», в котором крупные алмазы были нанизаны на шелковую нить по моде XVIII века. Это колье самодержица российская носила на шее, завязывая лентой. На аукционе 27-го года была куплена и бриллиантовая брошь-бант, принадлежавшая моднице Екатерине Великой. Оба лота достались аукционному дому S. J. Philips. До 1960 года об украшениях не было слышно, пока владелец не выставил на торги уникальный лот - бриллиантовое колье с бантом. Современные ювелиры соединили обе екатерининские драгоценности в одну (см. фото). С тех пор историческое колье с бантом дважды уходило частным владельцам - в последний раз его купили в 1905 году за полтора миллиона долларов. И вот сейчас вновь возникло на женевском аукционе с начальной ценой $5 миллионов.

Бриллиантовая брошь-бант. Фото: sothebys.com

Бриллиантовая брошь-бант. Фото: sothebys.com

Почти за век, прошедший со времени распродажи российских коронных сокровищ, лишь несколько украшений Екатерины II и Елизаветы Петровны всплывали на мировых ювелирных аукционах.

Поиску драгоценных камней в России способствовал Петр Первый. А Екатерина Великая ввела в моду украшения из отечественных аметистов - и эти серьги-жирандоли изготовлены из восьми уральских камней. Каждая сережка - три аметистовые капельки на бриллиантовых листьях, увенчанные восьмигранным аметистом. На аукционе 1927 года их купил аукционный дом S. J. Philips за 295 фунтов, а в 2007 году на аукционе Christie`s продает их за $386 тысяч.

Серьги-жирандоли изготовлены из восьми уральских камней. Фото: christies.com

Серьги-жирандоли изготовлены из восьми уральских камней. Фото: christies.com
Этот эгрет - украшение для волос - был изготовлен для императрицы Елизаветы Петровны. Сидящий на цветущей ветке геральдический орел держит в клюве желтый бриллиант, а сам эгрет усыпан изумрудами, рубинами, сапфирами и бриллиантами. Редкость, что в нем сохранилась жемчужина XVIII века - большинство таких уже распались. В 1927 году драгоценный эгрет продали всего за 180 фунтов стерлингов. А в 2007 году на аукционе Christie`s уже за $129,5 тысячи.

Эгрет - украшение для волос. Фото: christies.com

Эгрет - украшение для волос. Фото: christies.com
 
Назад
Сверху Снизу