Параллели | Форум "Жизнь по-королевски"
  • Дамы и господа!
    Если при регистрации вы не получили письмо для подтверждения по e-mail, проверьте папку СПАМ - вероятней всего, письмо там.
    Если и там нет письма, пишите мне на newsroyals@ya.ru

    С уважением, ROYALS

  • Дамы и господа!
    Обо всех неполадках на форуме сообщайте в теме Технические вопросы и проблемы форума".
    По электронной почте newsroyals@ya.ru или мне в личные сообщения

    С уважением, ROYALS

  • Миледи!
    Пожалуйста, тексты с Дзен-каналов копируйте в теме целиком, можно под спойлер, внизу ставьте ссылку.
    Причина: каналы часто блокируются и авторы вынуждены удалять свои статьи, чтобы их разблокировали, поэтому через месяц по вашей ссылке может быть ошибка 404. А так хоть на нашем форуме текст сохранится.

    С уважением, ROYALS.

Параллели

Джекки

Герцогиня
Команда форума
Леди Модератор
Золотой фонд форума
Регистрация
29.03.2020
Сообщения
23 716
Реакции
608 811
Баллы
63
Адрес
Limb
Когда читаешь о Меган Маркл,возникает чувство,что все это уже было.
И действительно,жизнь и судьба Уоллис Симпсон и ее экскороля очень напоминает происходящее с Сассекскими.
Но была и ещё одна женщина с похожим характером,но более удачной судьбой,потому что не падала с высоты,а все время поднималась.
Так же в 15 лет соблазнила своего родного дядю (почему так же- я считаю,что секс в жизни Меган начался не с её отца,а с того отца подруги,которого она нежно обнимала , на которого практически вешалась в поездке в Лондон),так же вела развратный образ жизни в юности и до старости.
Такая же некрасивая,не талантливая,не очень и счастливая,но более умная - виртуозно манипулировала мужчинами,всегда сотрудничала с властью и спецслужбами ,умело получила наследство,на которое юридически не имела никаких прав,и даже жизнь свою завершила сама,когда поняла,что стала никому не нужна.
Да,это Лиля Брик.
Статья написана в 2019 году,но несу сюда.
. Через неделю-другую в издательстве «Молодая гвардия» выйдет провокационная книга писателя и сотрудника «НГ-EL» Алисы Ганиевой, посвященная царице авангардных салонов и музе Владимира Маяковского Лиле Брик – «Л.Ю.Б. Ее Лиличество Брик на фоне Люциферова века». Следом эта же книга появится в другом издании – в рамках легендарной серии «Жизнь замечательных людей». Получилось глубоко, но с перчиком – как мы любим. Представляем вам небольшой отрывок из скандальной новинки.
Избавившись от надоедливого Маяковского, Лиля с головой окунулась в любимое занятие – флирт и романы. Если верить адвокату и писателю Аркадию Ваксбергу, с одним из поклонников Лиля отправилась в Петроград, и на обоих пришлась одна койка. Легли валетом, и, когда погасили свет, тот впился ей в ноги, но харрасмент не закончился ничем. В Петрограде носился за ней как сумасшедший, на обратном пути ехали уже втроем с Борисом Кушнером. «Обожателя отослали спать на верхнюю полку, а на нижнюю Лиля легла вместе с Кушнером: по той же «модели» – голова к ногам. Теперь уже Кушнер «впивается в ноги» и получает тот же афронт...»
Лиля тогда блистала. На публичных чтениях Маяковского ее имя называлось громко, во всеуслышание: «Посвящается Лиле Юрьевне Брик». Ваксберг пишет: «Многие годы спустя писатель Вениамин Каверин рассказывал интервьюеру, вспоминая 1920 год: «Как-то [в Петрограде] я был у Шкловского. Туда пришел Маяковский с Лилей Брик – прелестной, необыкновенно красивой, милой женщиной, которая мне очень нравилась тогда. Она была очень молода и хороша».
Что бы ни таилось за этой магией – изящность, остроумие, нетривиальность суждений, живость лица, ослепительная улыбка или скакавшие в карих глазах чертенята, обещавшие жаркую ночь любви, но в Лилину постель попадали люди значительные. Она стала спать с искусствоведом Николаем Пуниным. Выпускник Царскосельской гимназии заведовал Петроградским ИЗО Наркомпроса, служил комиссаром при Русском музее и Государственном Эрмитаже. К тому времени он уже издал книги «Японская гравюра» и «Андрей Рублев». Блестяще образованный, тонкий, в глазах Лили он был прямой противоположностью увальню Маяковскому.
Маяковский, видимо, почти не читал, по крайней мере толстых книг (Лев Кассиль в беседе с нейроморфологом Григорием Поляковым характеризовал эрудицию поэта как слабую): не хватало терпения и усидчивости долистать до конца хоть один роман. Писал с миллионом орфографических ошибок. Не особенно интересовался музеями или историческими достопримечательностями – предпочитал бильярд, карты, рулетку и прочие азартные игры (в этом пристрастии они с Лилей совпадали). Надиктовывать на почтамте телеграммы любил больше, чем писать письма. Вообще был человеком устной, а не письменной культуры, сочинял всегда на ходу. Искусство, наука и техника вне человека его мало интересовали.
Наверное, не просто так, не совсем впустую многим казалось, что Брик, при всем восхищении громадой поэтического таланта, к Маяковскому-человеку относилась слегка снисходительно. Он все же был не из их с Осипом круга. Характерно то, что пишет живущая в США мемуаристка, дочь советского литфункционера Вадима Кожевникова Надежда (замечу в скобках, что тележурналист Дмитрий Киселев приходится ей деверем): «Неискоренимое плебейство Маяковского, вкусившего уже славу, Лилю бесило. По ее почину он заменил гнилые зубы искусственными, ослепительными. Одевался не как прежде, апашем, а безупречным джентльменом. Но нутро-то никуда не денешь. В переписке с Маяковским Лиля с отменным артистизмом, лицедейством поддерживала пошловато-приторную манеру его к ней посланий. В письмах к Эльзе стиль у нее совершенно иной. Доверительное общение равных, а Маяковский – чужой».
Впрочем, ледниковый период продлился не очень долго, потому что осенью 1920-го Лиля открыто выходит с Маяковским в свет. Чуковский, видно, мучившийся угрызениями совести после скандала с сифилисом, соблазняет поэта предложением пожаловать в Петроград и пожить в Доме искусств со столовой и бесплатным бильярдом. «Прибыл он с женою Брика, Лили Юрьевной, которая держится с ним чудесно: дружески, весело и непутанно. Видно, что связаны они крепко – и сколько уже лет: с 1915. Никогда не мог я подумать, чтобы такой ч[елове]к, как Маяковский, мог столько лет остаться в браке с одною», – записывает Корней Чуковский в дневнике 5 декабря 1920 года. А два дня спустя отмечает: «Все утро Маяк[овский] искал у нас в библиотеке Дюма, а после обеда учил Лилю играть на биллиарде. Она говорит, что ей 29 лет, ему лет 27–28, он любит ее благодушно и спокойно».

15-12-1_b1.jpg
...но при этом охотилась на чужих мужчин,
за что ее не любила Анна Ахматова.
Натан Альтман.
Портрет Анны Ахматовой.
1914. Русский музей

Однако еще незадолго до этих благодушия и спокойствия в душе у Лили бурлили лихие страсти. Неизвестно, догадывался ли Маяковский, что Пунин, присутствовавший на его выступлении в Петрограде перед учениками Тенишевского коммерческого училища, амурничал с его Лиличкой.
Еще в мае 1920-го музейный комиссар записывает в дневнике: «Зрачки ее переходят в ресницы и темнеют от волнения; у нее торжественные глаза; есть что-то наглое и сладкое в ее лице с накрашенными губами и темными веками, она молчит и никогда не кончает… Муж оставил на ней сухую самоуверенность, Маяковский – забитость, но эта «самая обаятельная женщина» много знает о человеческой любви и любви чувственной. Ее спасает способность любить, сила любви, определенность требований. Не представляю себе женщины, которой я мог бы обладать с большей полнотой. Физически она создана для меня, но она разговаривает об искусстве – я не мог…»
Судя по этой записи, Пунина Лиля сильно возбуждала. Впрочем, не очень понятны некоторые моменты: как именно забитость Маяковского и сухая самоуверенность Осипа отражались на ее поведении в кровати? Почему она никогда не кончала и что же в этом хорошего? Скорее всего Пунин здесь имеет в виду Лилину ненасытность. Феромоны при их встречах явно бурлили не на шутку. Пунину, очевидно, нравилось, что Лиля знает свое тело и понимает, чего она хочет в постели, не зажимаясь и не комплексуя («определенность требований»). Однако Лиля, привыкшая вещать о высоких материях, не могла ограничиться только сексом. Она спала с историком искусства, и после сплетенья тел ей хотелось сплестись с ним языками. Пунину же разговоры с ней претили – то ли потому, что Лиля своими суждениями недотягивала до его уровня, то ли оттого, что он в принципе не считал женщин достойными собеседницами. Ясно одно – роман разворачивался не так, как хотелось Лиле: мужчина желал ее тело, но не был влюблен в нее.
Пунин продолжает: «Наша короткая встреча оставила на мне сладкую, крепкую и спокойную грусть, как если бы я подарил любимую вещь за то, чтобы сохранить нелюбимую жизнь. Не сожалею, не плачу, но Лиля Б[рик] осталась живым куском в моей жизни, и мне долго будет памятен ее взгляд и ценно ее мнение обо мне. Если бы мы встретились лет десять назад – это был бы напряженный, долгий и тяжелый роман, но как будто полюбить я уже не могу так нежно, так до конца, так человечески, по-родному, как люблю жену». (Он тогда был женат на Анне Евгеньевне Аренс, дочери генерала флота из старинного немецкого рода и одной из первых женщин-врачей в России.)
Тем не менее Брик увлеклась Пуниным не на шутку. Они продолжали встречаться. В июне Пунин поверяет дневнику подробности: «Когда так любит девочка, еще не забывшая географию, или когда так любит женщина, беспомощная и прижавшаяся к жизни, – тяжело и страшно, но когда Л. Б., которая много знает о любви, крепкая и вымеренная, балованная, гордая и выдержанная, так любит – хорошо. Но к соглашению мы не пришли. Вечером я вернулся от нее из «Астории», где нельзя было говорить, и позвонил; в комнате она была уже одна, и я сказал ей, что для меня она интересна только физически и что, если она согласна так понимать меня, будем видеться, другого я не хочу и не могу; если же не согласна, прошу ее сделать так, чтобы не видеться. «Не будем видеться». – Она попрощалась и повесила трубку».

15-12-3_b2.jpg
И обнажалась она красиво... Фото Осипа Брика

Шведский славист Бенгт Янгфельдт из этих записей заключает, что в отношениях с мужчинами для Лили был важен не столько секс, сколько власть над ними и постоянное подтверждение собственной неотразимости. Из дневника Пунина 1923 года ясно, что она еще долго не могла оправиться от удара (как? кинула не она! кинули ее саму! просто использовали как самку, для животных утех, ни в грош не оценили ее понимание искусства!). «Л. Б., – пишет Пунин, – говорила о своем еще живом чувстве, о том, как много «ревела» из-за меня. «Главное, – говорила она, – совсем не знала, как с вами быть; если активнее – вы сжимаетесь и уходите, а когда я становлюсь пассивной, вы тоже никак не реагируете». Но она одного не знает, что я разлюбился, что вообще ничего не могло быть без влюбленности, какая бы она, Лиля, ни была… Л. Б. думает, что не неравнодушен, что я не как камень сейчас по отношению к ней. Она гладила мою руку и хотела, чтобы я ее поцеловал, я ее не поцеловал, помня Ан[ну]».
Натиск снова провалился! Соблазнение не удалось. Самонадеянная Лиля натолкнулась на равнодушие. Кстати, под «Ан.» в этой записи имеется в виду не Анна Аренс, а Анна Ахматова, с которой Пунин сошелся как раз в 1923 году. Жили они, кстати, тоже втроем: сам Пунин, жена Анна и любовница Анна. Так ему было удобнее: жена занималась домашним хозяйством (к которому Ахматова была не способна) да еще и зарабатывала на всю семью. По воспоминаниям современников (к примеру, Лидии Чуковской), видно, что Пунин и вправду был немножко женоненавистником. Он сам пописывал стихи и, ревнуя к таланту Ахматовой, всячески затаптывал ее уверенность в себе: за 16 лет нелегкой жизни с ним – жизни на птичьих правах в доме законной жены любовника, жизни, в которой были и аресты, и невзгоды, – она почти не писала стихов. Видно, он в принципе не очень любил разговаривать с женщинами о чем-то серьезном.
Наверное, Ахматова что-то слышала от Пунина и о Брик (может, тот в постели неосторожно похвалил темперамент рыжей любовницы?) и по этой причине недолюбливала ее. В разговоре с дочкой Чуковского Лидией речь зашла о Лиле, и Анна Андреевна обронила: «Я ее видела впервые в театре на «Продавцах славы», когда ей было едва 30 лет. Лицо несвежее, волосы крашеные, и на истасканном лице – наглые глаза». Возможно, причиной этой затаенной нелюбви было и то, что в треугольниках Анны Ахматовой (и с Николаем Гумилевым, и с Владимиром Шилейко, и с Николаем Пуниным) она всегда была второй женщиной, а Лиля Юрьевна в своих – всегда единственной.
Может быть,леди,вы вспомните ещё таких же знаменитых гениальных манипуляторш?
 

Вложения

  • 15-12-2_b.jpg
    15-12-2_b.jpg
    17,6 KB · Просмотры: 16
  • images (6).jpeg
    images (6).jpeg
    8,2 KB · Просмотры: 14
  • images (5).jpeg
    images (5).jpeg
    13,5 KB · Просмотры: 16
  • images (4).jpeg
    images (4).jpeg
    10,6 KB · Просмотры: 16
  • images (3).jpeg
    images (3).jpeg
    4,2 KB · Просмотры: 15
  • images (2).jpeg
    images (2).jpeg
    7,1 KB · Просмотры: 15
  • images (1).jpeg
    images (1).jpeg
    4,6 KB · Просмотры: 15
  • images.jpeg
    images.jpeg
    8,1 KB · Просмотры: 15
  • загруженное (3).jpeg
    загруженное (3).jpeg
    10 KB · Просмотры: 16
  • загруженное (2).jpeg
    загруженное (2).jpeg
    8,7 KB · Просмотры: 15
  • загруженное (1).jpeg
    загруженное (1).jpeg
    7,8 KB · Просмотры: 15
  • загруженное.jpeg
    загруженное.jpeg
    6 KB · Просмотры: 17
  • 15-12-3_b2.jpg
    15-12-3_b2.jpg
    29,8 KB · Просмотры: 17
Когда читаешь о Меган Маркл,возникает чувство,что все это уже было.
И действительно,жизнь и судьба Уоллис Симпсон и ее экскороля очень напоминает происходящее с Сассекскими.
Но была и ещё одна женщина с похожим характером,но более удачной судьбой,потому что не падала с высоты,а все время поднималась.
Так же в 15 лет соблазнила своего родного дядю (почему так же- я считаю,что секс в жизни Меган начался не с её отца,а с того отца подруги,которого она нежно обнимала , на которого практически вешалась в поездке в Лондон),так же вела развратный образ жизни в юности и до старости.
Такая же некрасивая,не талантливая,не очень и счастливая,но более умная - виртуозно манипулировала мужчинами,всегда сотрудничала с властью и спецслужбами ,умело получила наследство,на которое юридически не имела никаких прав,и даже жизнь свою завершила сама,когда поняла,что стала никому не нужна.
Да,это Лиля Брик.
Статья написана в 2019 году,но несу сюда.
. Через неделю-другую в издательстве «Молодая гвардия» выйдет провокационная книга писателя и сотрудника «НГ-EL» Алисы Ганиевой, посвященная царице авангардных салонов и музе Владимира Маяковского Лиле Брик – «Л.Ю.Б. Ее Лиличество Брик на фоне Люциферова века». Следом эта же книга появится в другом издании – в рамках легендарной серии «Жизнь замечательных людей». Получилось глубоко, но с перчиком – как мы любим. Представляем вам небольшой отрывок из скандальной новинки.
Избавившись от надоедливого Маяковского, Лиля с головой окунулась в любимое занятие – флирт и романы. Если верить адвокату и писателю Аркадию Ваксбергу, с одним из поклонников Лиля отправилась в Петроград, и на обоих пришлась одна койка. Легли валетом, и, когда погасили свет, тот впился ей в ноги, но харрасмент не закончился ничем. В Петрограде носился за ней как сумасшедший, на обратном пути ехали уже втроем с Борисом Кушнером. «Обожателя отослали спать на верхнюю полку, а на нижнюю Лиля легла вместе с Кушнером: по той же «модели» – голова к ногам. Теперь уже Кушнер «впивается в ноги» и получает тот же афронт...»
Лиля тогда блистала. На публичных чтениях Маяковского ее имя называлось громко, во всеуслышание: «Посвящается Лиле Юрьевне Брик». Ваксберг пишет: «Многие годы спустя писатель Вениамин Каверин рассказывал интервьюеру, вспоминая 1920 год: «Как-то [в Петрограде] я был у Шкловского. Туда пришел Маяковский с Лилей Брик – прелестной, необыкновенно красивой, милой женщиной, которая мне очень нравилась тогда. Она была очень молода и хороша».
Что бы ни таилось за этой магией – изящность, остроумие, нетривиальность суждений, живость лица, ослепительная улыбка или скакавшие в карих глазах чертенята, обещавшие жаркую ночь любви, но в Лилину постель попадали люди значительные. Она стала спать с искусствоведом Николаем Пуниным. Выпускник Царскосельской гимназии заведовал Петроградским ИЗО Наркомпроса, служил комиссаром при Русском музее и Государственном Эрмитаже. К тому времени он уже издал книги «Японская гравюра» и «Андрей Рублев». Блестяще образованный, тонкий, в глазах Лили он был прямой противоположностью увальню Маяковскому.
Маяковский, видимо, почти не читал, по крайней мере толстых книг (Лев Кассиль в беседе с нейроморфологом Григорием Поляковым характеризовал эрудицию поэта как слабую): не хватало терпения и усидчивости долистать до конца хоть один роман. Писал с миллионом орфографических ошибок. Не особенно интересовался музеями или историческими достопримечательностями – предпочитал бильярд, карты, рулетку и прочие азартные игры (в этом пристрастии они с Лилей совпадали). Надиктовывать на почтамте телеграммы любил больше, чем писать письма. Вообще был человеком устной, а не письменной культуры, сочинял всегда на ходу. Искусство, наука и техника вне человека его мало интересовали.
Наверное, не просто так, не совсем впустую многим казалось, что Брик, при всем восхищении громадой поэтического таланта, к Маяковскому-человеку относилась слегка снисходительно. Он все же был не из их с Осипом круга. Характерно то, что пишет живущая в США мемуаристка, дочь советского литфункционера Вадима Кожевникова Надежда (замечу в скобках, что тележурналист Дмитрий Киселев приходится ей деверем): «Неискоренимое плебейство Маяковского, вкусившего уже славу, Лилю бесило. По ее почину он заменил гнилые зубы искусственными, ослепительными. Одевался не как прежде, апашем, а безупречным джентльменом. Но нутро-то никуда не денешь. В переписке с Маяковским Лиля с отменным артистизмом, лицедейством поддерживала пошловато-приторную манеру его к ней посланий. В письмах к Эльзе стиль у нее совершенно иной. Доверительное общение равных, а Маяковский – чужой».
Впрочем, ледниковый период продлился не очень долго, потому что осенью 1920-го Лиля открыто выходит с Маяковским в свет. Чуковский, видно, мучившийся угрызениями совести после скандала с сифилисом, соблазняет поэта предложением пожаловать в Петроград и пожить в Доме искусств со столовой и бесплатным бильярдом. «Прибыл он с женою Брика, Лили Юрьевной, которая держится с ним чудесно: дружески, весело и непутанно. Видно, что связаны они крепко – и сколько уже лет: с 1915. Никогда не мог я подумать, чтобы такой ч[елове]к, как Маяковский, мог столько лет остаться в браке с одною», – записывает Корней Чуковский в дневнике 5 декабря 1920 года. А два дня спустя отмечает: «Все утро Маяк[овский] искал у нас в библиотеке Дюма, а после обеда учил Лилю играть на биллиарде. Она говорит, что ей 29 лет, ему лет 27–28, он любит ее благодушно и спокойно».

15-12-1_b1.jpg
...но при этом охотилась на чужих мужчин,
за что ее не любила Анна Ахматова.
Натан Альтман.
Портрет Анны Ахматовой.
1914. Русский музей

Однако еще незадолго до этих благодушия и спокойствия в душе у Лили бурлили лихие страсти. Неизвестно, догадывался ли Маяковский, что Пунин, присутствовавший на его выступлении в Петрограде перед учениками Тенишевского коммерческого училища, амурничал с его Лиличкой.
Еще в мае 1920-го музейный комиссар записывает в дневнике: «Зрачки ее переходят в ресницы и темнеют от волнения; у нее торжественные глаза; есть что-то наглое и сладкое в ее лице с накрашенными губами и темными веками, она молчит и никогда не кончает… Муж оставил на ней сухую самоуверенность, Маяковский – забитость, но эта «самая обаятельная женщина» много знает о человеческой любви и любви чувственной. Ее спасает способность любить, сила любви, определенность требований. Не представляю себе женщины, которой я мог бы обладать с большей полнотой. Физически она создана для меня, но она разговаривает об искусстве – я не мог…»
Судя по этой записи, Пунина Лиля сильно возбуждала. Впрочем, не очень понятны некоторые моменты: как именно забитость Маяковского и сухая самоуверенность Осипа отражались на ее поведении в кровати? Почему она никогда не кончала и что же в этом хорошего? Скорее всего Пунин здесь имеет в виду Лилину ненасытность. Феромоны при их встречах явно бурлили не на шутку. Пунину, очевидно, нравилось, что Лиля знает свое тело и понимает, чего она хочет в постели, не зажимаясь и не комплексуя («определенность требований»). Однако Лиля, привыкшая вещать о высоких материях, не могла ограничиться только сексом. Она спала с историком искусства, и после сплетенья тел ей хотелось сплестись с ним языками. Пунину же разговоры с ней претили – то ли потому, что Лиля своими суждениями недотягивала до его уровня, то ли оттого, что он в принципе не считал женщин достойными собеседницами. Ясно одно – роман разворачивался не так, как хотелось Лиле: мужчина желал ее тело, но не был влюблен в нее.
Пунин продолжает: «Наша короткая встреча оставила на мне сладкую, крепкую и спокойную грусть, как если бы я подарил любимую вещь за то, чтобы сохранить нелюбимую жизнь. Не сожалею, не плачу, но Лиля Б[рик] осталась живым куском в моей жизни, и мне долго будет памятен ее взгляд и ценно ее мнение обо мне. Если бы мы встретились лет десять назад – это был бы напряженный, долгий и тяжелый роман, но как будто полюбить я уже не могу так нежно, так до конца, так человечески, по-родному, как люблю жену». (Он тогда был женат на Анне Евгеньевне Аренс, дочери генерала флота из старинного немецкого рода и одной из первых женщин-врачей в России.)
Тем не менее Брик увлеклась Пуниным не на шутку. Они продолжали встречаться. В июне Пунин поверяет дневнику подробности: «Когда так любит девочка, еще не забывшая географию, или когда так любит женщина, беспомощная и прижавшаяся к жизни, – тяжело и страшно, но когда Л. Б., которая много знает о любви, крепкая и вымеренная, балованная, гордая и выдержанная, так любит – хорошо. Но к соглашению мы не пришли. Вечером я вернулся от нее из «Астории», где нельзя было говорить, и позвонил; в комнате она была уже одна, и я сказал ей, что для меня она интересна только физически и что, если она согласна так понимать меня, будем видеться, другого я не хочу и не могу; если же не согласна, прошу ее сделать так, чтобы не видеться. «Не будем видеться». – Она попрощалась и повесила трубку».

15-12-3_b2.jpg
И обнажалась она красиво... Фото Осипа Брика

Шведский славист Бенгт Янгфельдт из этих записей заключает, что в отношениях с мужчинами для Лили был важен не столько секс, сколько власть над ними и постоянное подтверждение собственной неотразимости. Из дневника Пунина 1923 года ясно, что она еще долго не могла оправиться от удара (как? кинула не она! кинули ее саму! просто использовали как самку, для животных утех, ни в грош не оценили ее понимание искусства!). «Л. Б., – пишет Пунин, – говорила о своем еще живом чувстве, о том, как много «ревела» из-за меня. «Главное, – говорила она, – совсем не знала, как с вами быть; если активнее – вы сжимаетесь и уходите, а когда я становлюсь пассивной, вы тоже никак не реагируете». Но она одного не знает, что я разлюбился, что вообще ничего не могло быть без влюбленности, какая бы она, Лиля, ни была… Л. Б. думает, что не неравнодушен, что я не как камень сейчас по отношению к ней. Она гладила мою руку и хотела, чтобы я ее поцеловал, я ее не поцеловал, помня Ан[ну]».
Натиск снова провалился! Соблазнение не удалось. Самонадеянная Лиля натолкнулась на равнодушие. Кстати, под «Ан.» в этой записи имеется в виду не Анна Аренс, а Анна Ахматова, с которой Пунин сошелся как раз в 1923 году. Жили они, кстати, тоже втроем: сам Пунин, жена Анна и любовница Анна. Так ему было удобнее: жена занималась домашним хозяйством (к которому Ахматова была не способна) да еще и зарабатывала на всю семью. По воспоминаниям современников (к примеру, Лидии Чуковской), видно, что Пунин и вправду был немножко женоненавистником. Он сам пописывал стихи и, ревнуя к таланту Ахматовой, всячески затаптывал ее уверенность в себе: за 16 лет нелегкой жизни с ним – жизни на птичьих правах в доме законной жены любовника, жизни, в которой были и аресты, и невзгоды, – она почти не писала стихов. Видно, он в принципе не очень любил разговаривать с женщинами о чем-то серьезном.
Наверное, Ахматова что-то слышала от Пунина и о Брик (может, тот в постели неосторожно похвалил темперамент рыжей любовницы?) и по этой причине недолюбливала ее. В разговоре с дочкой Чуковского Лидией речь зашла о Лиле, и Анна Андреевна обронила: «Я ее видела впервые в театре на «Продавцах славы», когда ей было едва 30 лет. Лицо несвежее, волосы крашеные, и на истасканном лице – наглые глаза». Возможно, причиной этой затаенной нелюбви было и то, что в треугольниках Анны Ахматовой (и с Николаем Гумилевым, и с Владимиром Шилейко, и с Николаем Пуниным) она всегда была второй женщиной, а Лиля Юрьевна в своих – всегда единственной.
Может быть,леди,вы вспомните ещё таких же знаменитых гениальных манипуляторш?

Фу, как я ее терпеть не могу. Грязная хабалка, очень испорченное лицо и действительно наглющие дерзкие глаза. При этом претензия на «творческую натуру». Наипротивнейшая персона.

Из знаменитых манипуляторш еще Мата Хари приходит на ум. Славилась своей развратностью и манипуляциями также Маргарита де Валуа (дочь Екатерины Медичи и Генриха II, первая жена короля Франции и Наварры Генриха 4го), известная как «Королева Марго» у Дюма. Говорили даже, что она не гнушалась спать с собственным братом, чтобы отомстить своей властной матери. Гениально манипулировала людьми английская королева Елизавета 1я, хотя до сих пор не ясно насчет королевы-девственницы, но я больше чем уверена в ее тайном браке с Робертом Дадли. У китайцев была гениальная в своей продуманности императорша - У Цзинтао (У Руи) в династии Тан. Была наложницей у отца-императора, стала любимой женой и императрицей у сына-императора, а после смерти последнего ухитрилась короновать себя в статусе не императицы-матери, а мужским статусом Императора Поднебесной, чего никто ни до, ни после нее из женщин (!) в древнем Китае не удостаивался, в таком страхе она держала весь императорский двор и всех министров. И это при наличии кучи наследников мужского пола . И только в результате гос.переворота ее 82-летнюю (если не путаю возраст) удалось сместить. Ну и так с ходу на ум приходит еще Клеопатра. Может быть, они перерождаются?)))
 
Вот ещё одна дама
.
Король Франции Генрих II был плодовитым отцом — его жена Екатерина Медичи родила супругу десятерых детей. Потомство, однако, крепким здоровьем не отличалось. Трое детей умерли в младенчестве, а из остальных самой цветущей казалась Маргарита, родившаяся в 1553 году. Когда девочке было всего шесть лет, Генрих умер, и на престол один за другим стали подниматься трое её старших братьев.

Ещё при Генрихе II жизнью дворца полностью распоряжалась властолюбивая королева Екатерина. После смерти мужа она стала заправлять всеми делами государства, почти полностью подавив волю своих венценосных, но слабых сыновей. Она подыскивала им невест в соседних королевствах (правда, безуспешно), затевала войны и заключала мирные соглашения. Главной проблемой Франции являлась затяжная вражда между католиками и протестантами, которых в стране называли гугенотами. Екатерина, истовая католичка, мечтала окончательно разделаться с протестантской заразой, но гугенотов было много, и у них имелись авторитетные заступники в высших эшелонах власти.

Пока мать и старшие братья занимались государственными делами, Маргарита росла как дикий цветок. Под руководством придворных педагогов она послушно овладевала необходимыми знаниями, но вне классной комнаты была взбалмошной и непослушной девчонкой. Очень рано соблазнительная внешность принцессы стала привлекать внимание представителей мужского пола, и девушка быстро научилась этим пользоваться. Правила приличия и нормы христианской морали преградами для неё не являлись. В своих мемуарах, написанных в конце жизни, Маргарита прозрачно намекала, что имела связь с тремя своими братьями, соблазнив даже Генриха, которого больше тянуло к мужчинам. В 17 лет Маргарита закрутила бурный роман с видным деятелем католической партии герцогом Генрихом де Гизом, который был на три года старше её. Об их отношениях судачил весь Париж, а иностранные дипломаты писали подробные отчёты об этом романе своим государям.

Сексуальная раскрепощённость дочери спутала все планы Екатерине Медичи. Она хотела выдать Маргариту за наследника испанского престола, но в Мадриде сочли любвеобильную девушку неподходящей партией для будущего монарха самого католического из государств. Король Филипп II предпочёл взять в невестки старшую сестру Маргариты Елизавету, а когда та приехала в Мадрид, посмотрел и сам женился на ней.

Екатерина попробовала пристроить Маргариту в Португалию, но и это сватовство успехом не увенчалось. Пришлось предложить принцессу в жёны Генриху Бурбону, наследнику небольшого королевства Наварра, располагавшегося между Францией и Испанией. Королева-мать была очень недовольна этой партией: Наварра, по её представлению, была так себе государством, жених приходился невесте троюродным братом, а самое главное — являлся гугенотом. Но что поделать — кроме Беарнца (так называли Генриха по месту его рождения) никто не соглашался взять в жены её красивую и беспутную доченьку. Генриха же мало заботило воспитание невесты. Он сам был известный на всю Европу ловелас и не собирался менять свои привычки после вступления в брак.

Пока шли переговоры о свадьбе, Генрих после смерти матери стал королём Наварры. В августе он прибыл в Париж, куда по случаю бракосочетания съехались сотни видных гугенотов. Венчание состоялось 18 августа 1572 года в соборе Нотр-Дам. Еретика-жениха внутрь католического храма не пустили. Стоя на ступенях, он наблюдал церемонию через открытые двери. В первую брачную ночь молодожёны договорились, что жить как супруги не будут и не станут мешать друг другу вести жизнь, к которой привыкли. В своих мемуарах Маргарита писала, что муж ей был «физически неприятен», тем не менее отношения между ними установились тёплые и дружеские. Свадебные торжества по плану должны были продолжаться неделю. Прервались они самым жутким образом.

Варфоломеевская ночь как начало странной семейной жизни​

Католическая лига, объединявшая самых воинственно настроенных сторонников римской церкви, задумала одним махом решить проблему религиозного противостояния во Франции. Для этого следовало перерезать всех собравшихся в Париже гугенотов, расслабившихся на королевской свадьбе. В ночь на 24 августа, когда праздновался день святого Варфоломея, тревожно зазвенел колокол церкви Сен-Жермен-л'Оксеруа. Это было сигналом — протестантов начали убивать. Резня была благословлена Екатериной Медичи и её сыном Карлом IX. Убийства совершались даже в Лувре. Новобрачному Генриху удалось уцелеть лишь благодаря заступничеству венценосного шурина и тому, что он срочно согласился перейти в католицизм.



В спальне Маргариты в Варфоломеевскую ночь. Фрагонар, 1836 год.
В спальне Маргариты в Варфоломеевскую ночь. Фрагонар, 1836 год. Источник: en. wikipedia.org
События этих дней подробно описаны в романе Александра Дюма «Королева Марго». Знаменитый беллетрист по своему обыкновению довольно далеко отошёл от реальной истории. Даже именем Марго никто настоящую Маргариту не называл. Сильно искажена в романе и история её связи с де Ла Молем. Этот персонаж действительно существовал, но совсем не походил на описанного Дюма молодого и красивого графа-гугенота. Реальный Жозеф де Ла Моль был яростным католиком, графским титулом не обладал, и к началу связи с 20-летней королевой ему стукнуло 47 лет, то есть по тем временам он находился в предпенсионном возрасте.

Де Ла Моль был одновременно известным бабником, ревностным христианином, каждое утро замаливавшим свои ночные грехи, и изощрённым интриганом. Он увивался вокруг младшего брата Маргариты герцога Алансонского и, по некоторым сведениям, находился в интимной связи с ними обоими. Король Карл IX уже дышал на ладан, и целью интриг де Ла Моля было посадить на престол в обход очередного претендента своего любовника. Заговор провалился, и де Ла Молю на парижской Гревской площади отрубили голову, которую, по слухам, Маргарита хранила в заспиртованном виде.

Провалившийся заговор ударил и по Генриху Наваррскому. Мужа Маргариты заподозрили в причастности к нему и заключили в Венсенский замок. Прощение он получил только после смерти Карла IX, когда на престол взошёл ещё один брат Маргариты Генрих III. Помилованный Беарнец воспользовался случаем и в 1576 году сбежал из Парижа, где его четыре года продержали насильно. Добравшись до Наварры, он вновь объявил себя гугенотом. Маргарита прожила в столице Франции ещё два года: брат и мать не выпускали её к мужу, думая, что держа её в заложницах, можно будет влиять на политику Наварры. Поняв, что Беарнца не очень интересует судьба супруги, её в 1578 году отпустили к мужу. Семья воссоединилась.

Странной была жизнь наваррской королевской четы. Супруги предоставили друг другу полную свободу и даже поощряли взаимные любовные похождения. Генрих, если возникала угроза придворному этикету, прятал в своей спальне любовников Маргариты. Та оказывала покровительство фавориткам короля. Однажды королева даже принимала роды у одной из метресс Генриха. А тех из юных любовниц мужа, которые были ей особенно симпатичны, называла «доченьками».

Парижская родня Маргариты лишь морщила носы по поводу такого Содома. Нравы наваррского двора оставались бы личным делом этих «диких южан», если бы не грозивший Франции династический кризис. Генрих III, не питавший интереса к женскому полу, наследников не имел. Его младший брат герцог Алансонский в 1584 году умер бездетным. Династия Валуа заканчивалась. Ближайшим родственником, имевшим все права на наследование престола, оказался Генрих Наваррский, приходившийся французскому королю троюродным братом. Значение Наварры резко подскочило.

Все ждали, что Маргарита займётся подготовкой супруга к восшествию на французский престол, а ей словно вожжа под хвост попала. Любовников она и до этого меняла чересчур часто, а теперь с такой же быстротой начала менять политические и религиозные взгляды, что в то время было почти одним и тем же. Вдруг она вспомнила о чувствах, которые питала в молодости к герцогу де Гизу, и вновь сошлась с ним. Де Гиз во главе католической Лиги как раз враждовал с Генрихом III, желавшим религиозного мира для Франции. Жена Беарнца, лидера гугенотов, вдруг объявила себя ревностной католичкой. Она попыталась провозгласить независимость графства Ажен, доставшегося ей в приданое, что окончательно взбесило Генриха III и вывело из себя её мужа.

Король Франции приказал арестовать сестру и заточить её в замок Юссон. Поговаривали, что Екатерина Медичи предлагала отравить свою необузданную доченьку и женить Генриха Наваррского на ком-нибудь попокладистей. Заключение Маргариты длилось всего пару месяцев и закончилось необычно. Для начала она соблазнила коменданта, а затем герцог де Гиз просто купил замок Юссон и подчинил тамошний гарнизон вчерашней узнице.

В 1588 году герцога де Гиза убили по приказу короля. Самого Генриха III кинжал киллера достал через год. Франция осталась без короля. Против восшествия на престол гугенота из Наварры выступили не только французские католики, но и Испания, желавшая видеть в Лувре своего ставленника. Религиозная война закипела с новой силой. Так продолжалось четыре года. От войны устали все. Даже Папа Римский согласился признать право Генриха на французский трон, если тот опять вернётся в лоно католической церкви. Беарнец, который уже несколько раз менял свою религиозную ориентацию, легко согласился, и со словами «Париж стоит мессы» вновь объявил себя католиком. 27 февраля 1594 года он был коронован как Генрих IV.

Маргарита Валуа — королева-разведёнка​

Уже семь лет жившая в замке Юссон Маргарита вдруг стала королевой. Хотя это для неё мало что изменило. Супругу было хорошо и без жены, покинувшей его в ответственный момент, и он запретил ей покидать замок. Лувр заполнили молодые красавицы, и от отсутствия женских ласк новый король явно не страдал. Его основная фаворитка Габриэль д’Эстре родила ему сына.



Портрет Маргариты Наваррской. Николас Хиллиард, 1577 год.
Портрет Маргариты Наваррской. Николас Хиллиард, 1577 год. Источник: en. wikipedia.org
Новый король Франции остро нуждался в законных наследниках — он видел, чем заканчиваются царствования бездетных монархов. К Маргарите в Юссон помчались гонцы с предложением развестись. Королева отвлеклась от написания мемуаров и занялась изучением бракоразводных тонкостей. Уступать мужа, пускай и номинального, какой-то мадам д’Эстре она отчаянно не желала, и поэтому сперва на уговоры не шла. Генрих попытался прибегнуть к помощи Папы, попросив Рим подтвердить, что его брак с Маргаритой не был благословлен Ватиканом. Понтифик это делать отказался. Пока шла напряжённая переписка между Юссоном, Римом и Парижем, Габриэль д’Эстре умерла от последствий выкидыша. Её смерть мгновенно смягчила упрямство Маргариты, и она не только согласилась на развод, но и сама предложила официальный повод для него. Так как венценосные супруги никогда не спали в одной постели, то их брак действительным считаться не мог. При этом она потребовала себе огромных отступных, на что желавший свободы супруг тут же согласился. 30 декабря 1599 года состоялся развод Генриха и Маргариты.

Через год король Франции женился на Марии Медичи, родственнице своей бывшей тёщи. Новая жена быстро родила ему наследника и бесперебойно продолжала приносить потомство мужу-монарху. Маргариту на всякий случай Генрих ещё несколько лет продержал в Юссоне и разрешил ей вернуться в Париж только в 1605 году. Для королевы Маргариты (право на этот титул за ней сохранилось) построили дворец на берегу Сены, в котором она собирала цвет французской литературы и науки. Ей уже перевалило за 50, но она продолжала пользоваться успехом у мужчин. Однажды прямо на её глазах её девятнадцатилетний любовник убил 18-летнего соперника, тоже возжелавшего сердца и прочих прелестей немолодой красавицы. Маргарита приказала отдать убийцу под суд и лично присутствовала при его казни. Она вновь наладила дружеские отношения с королём, а Марии Медичи часто помогала ценными советами. Маленького дофина бездетная Маргарита любила, как собственного сына.

В 1610 году Генрих IV был убит католическим фанатиком Равальяком. Королём провозгласили девятилетнего Людовика XIII, и началась свара за право регентства. В этой суматохе про стареющую Маргариту все забыли. 27 марта 1615 года она умерла от воспаления лёгких. Её не смогли похоронить с полагавшимися почестями. Лишь через год её прах перенесли в королевскую усыпальницу Сен-Дени.


На мой взгляд,Булгаков дал своей героине такое имя для того,чтобы её не посчитали идеальной возлюбленной,как это кажется при первом чтении его романа.
 
Габриэль д’Эстре умерла от последствий выкидыша.
Я в юности читала книгу «Генрих Четвертый», и там так романтично описана история их любви с Габриель)) и отношения с Маргаритой описаны вполне достоверно. Дюма все напридумывал)) мне нравится думать, что Генрих действительно любил свою Габриэль, но выбешивает, как он относился к наследникам: всех детей своих он не воспитывал, не защищал, и незаконнорожденным отпрыскам от Габи пришлось нелегко. Законная жена потом ненавидела бастардов своего мужа. Благо, австриячка нарожала ему своих собственных детенышей. Маргарита де Валуа даже по тем диким временам была оторвой и сильно шокировала общественность. Впрочем, небожители всегда позволяли себе больше, чем дозволяла религиозная мораль простым смертным, и Папы Римские им все прощали. Сколько народу угробил тот же Генрих 4й в войнах за своих гугенотов, но когда ему предложили трон всей Франции, живо переобулся в католики и предал всех соратников. И женщин тоже предал, той же Марго крепко влетело за непослушание, а как «дышали», как дружили, как любовников друг другу прикрывали от влиятельных убийц. В итоге его настигла судьба предателя: был заколот рукой фанатика в карете, достигнув всех мыслимых для себя высот, в династическом браке с женщиной, которую терпеть не мог, и которая терпеть не могла его, в полном презрении к собственным никакущим наследникам, ведь все, кого он действительно любил, были уже мертвы и преданы им самим.
 
Назад
Сверху Снизу