Попасть на подобную выставку это большая удача. Я сейчас говорю о "
Свадебных церемониях в России XIX – начала XX века. В Свете и при Дворе", которая проходит в Эрмитаже. Она продлится до марта 2025 года.
Всем, интересующимся модой и историей, советую её посетить, потому что такое увидеть можно не часто, да и по красоте это что-то невероятное! Как, впрочем, и всё в Эрмитаже!
У вас есть, конечно же, шанс полюбоваться на все эти платья и не на этой выставке, но тогда придется ехать в Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» (
ул. Заусадебная, 37), где есть "Галерея костюма".
Там, кстати, из 24 000 экспонатов есть много костюмов и платьев, которые принадлежали членам императорской семьи, начиная от Петра I и заканчивая Николем II.
Почему я сказала, что эта выставка в Эрмитаже удача?
Потому, что вся эта старинная, изумительная по красоте одежда должна храниться в помещении, где установлена защита от пыли, и кроме этого обязательно при температуре 18–20 градусов, влажность не более 55%, поэтому организовывают такие выставки редко.
Такие музейные ценности - экспонаты очень нежные, они подвержены влиянию времени. Реставраторы очень бережно относятся к этим платьям, ведь им требуется постоянная забота!
Не могу, уже в который раз, не сказать огромное спасибо этим профессионалам, влюбленным в своё дело. Всем реставратора Петербурга!
Такие платья очень сложно реставрировать. Посмотрите на фото и убедитесь сами.
Смотрите, сколько нитей из стекляруса, пайеток, бисера. А какой атлас и парча? Это же ткань и ей уже больше 100 - 200 лет.
Как создавалась эта коллекция?
Расскажу только о том, что узнала сама, думаю, что мой список будет неполным.
Много костюмов и платьев происходят из царского Аничкова дворца и Зимнего. Что-то есть из дворцов и особняков князей Юсуповых и графов Шуваловых.
После издания
"Декрета Совета Народных Комиссаров о национализации имущества низложенного российского императора и членов бывшего императорского дома. 13 июля 1918 г"., вместе с дворцами было национализировано и всё то, что в них находилось. Вошли сюда и личные вещи их бывших владельцев.
Что-то было продано, а то, что продать не получилось и что невозможно было носить, передали в театральные костюмерные.
Какая-то часть попала в Музейный фонд, откуда позже вещи передали в Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Про театральные костюмерные это не шутка!
Так, например, в БДТ им. Г. А. Товстоногова были вещи Анны Вырубовой - фрейлины императрицы Александры Федоровны.
Как вспоминала актриса, сыгравшая Вырубову, Нина Лежен:
В БДТ в те годы всё было подлинным: мебель, костюм.
В 1925 году, в пьесе А. Толстого и П. Щёголева «Заговор императрицы», Лежен была в подлинном платье Анны Вырубовой. Вот такой был рабочий реквизит в театрах тех лет.
Интересна послереволюционная история платьев работы Надежды Петровны Ламановой, которые принадлежали императрице Александре Федоровне и её старшей сестре Елизавете Федоровне
Великая княгиня Елизавета Федоровна
Всего в Эрмитажной коллекции 14 платьев работы этого мастера.
Первые 7 платьев получили в 1941 г. из Государственного музея этнографии народов СССР. Один костюм поступил в 1923 г. из собрания барона А.Л. Штиглица.
В 1971 г. коллекция Эрмитажа пополнилась сразу шестью платьями, которые Экспертно-закупочная комиссия приобрела у В.В. Карахан, драматической актрисы 1910-х годов.
Сначала сотрудники, которые входили в закупочную комиссию Эрмитажа, не хотели признавать эти работы уникальными и тогда хранитель Эрмитажа,
Коршунова Тамара Тимофеевна сама привезла платья из Москвы в Санкт-Петербург в коробках из под яиц, под расписку. Удивительная женщина!
Она скончалась в 2019 году, ей был 91 год. Сегодня, благодаря ей мы можем увидеть уникальные коллекции костюмов.
Мне позвонили из Москвы знакомые знакомых и сказали, что люди, переезжая в новый район из старой квартиры, обнаружили на антресолях в сундуках бабушкины платья и что там есть вещи конца XIX и начала ХХ века.
Когда я рассказала об этом нашим начальникам, Виталий Александрович Суслов (в будущем директор Эрмитажа) спросил: «А вы гарантируете, что эти вещи имеют художественное значение?»
Но эта коллекция оказалась уникальной. Там были удивительные дамские туалеты — работы Надежды Ламановой, Поля Пуаре, сестёр Калло (Callot Soeurs fashion design house), Жака Дусе… это ведущие модельеры конца XIX — начала XX века.
О выставке, о том, что увидела, я расскажу в следующих статьях.
В этой же статье мне просто хотелось сказать огромное "Спасибо!" и "Благодарю!" сотрудникам Эрмитажа за их работу.