Художник — личность созидательная, поэтому смерть, болезни и хаос редко привлекают мастеров живописи, особенно в наши дни. Но если мастер все же берется за дело, то он его образов идут мурашки по коже. Именно таким даром изображать смерть обладал британский художник Ричард Теннант Купер (Richard Tennant Cooper), оставивший потомкам жуткие, похожие на предостережения аллегорические картины о болезнях и эпидемиях.
Сэр Ричард Теннант Купер (1885-1957) родился в английском графстве Кент, но изучать живопись предпочел у парижских мастеров. В юности Ричард был горяч и честолюбив — он мечтал ни много ни мало стать лучшим художником мира. К сожалению, даже самый виртуозный живописец должен есть, поэтому вместо создания шедевров Купер потратил значительную часть своей жизни на рисование иллюстраций для журналов.
Рабочая группа. 1918 год. Картина Ричарда Теннанта Купера, посвященная Первой мировой войне
Несмотря на прозу жизни, художник все же находил время для истинного творчества и вошел в историю европейского искусства. У Купера немало серьезных работ и часть из них, посвященную не самым лучшим моментам жизни, мы хотим вам показать. Серия картин Купера, посвященная болезням, мрачна и пропитана безысходным отчаянием. Но именно в этом ценность этих работ — они стали своеобразным предостережением человечеству, которое иногда забывает, что оно очень уязвимо и смертно.
Чума, унесшая больше жизней чем любая самая кровопролитная война, до сих пор полностью не побеждена. Эпидемии «черной смерти» больше не опустошают целые города и провинции, но ее костлявая рука то и дело появляется из мрака и собирает свою жатву в десятках стран мира.
Сифилис, всегда считавшийся болезнью порока и невоздержанности, показан Купером в виде уродливого, изъеденного язвами карлика. Он разминается в дверях с путаной, покидающей сраженного алкоголем гуляку — теперь тот полностью в его власти.
Еще одно полотно, посвященное сифилису. На нем мужчина выходит из спальни падшей женщины, которая, вместе со смертью в балахоне смотрит ему вслед. Вдали видна огромная толпа изможденных обнаженных мужчин, которая дает понять размах, который может принять «дурная болезнь».
Холера — болезнь грязной воды. Поэтому у художника эта болезнь появляется перед изможденными людьми из окутанной зловонными миазмами лужи, посреди убогой городской трущобы. Позади холеры следует повозка, на которую похоронная команда складывает тела жертв.
Дифтерия способна сразить каждого, но во все времена наиболее опасной эта болезнь была для детей. Жуткая смерть от удушья изображена Купером в виде злого духа смерти, тянущего костлявую руку к шее ребенка.
В Средние века
больных проказой обязывали носить длинный балахон, закрывающий изуродованное лицо и тело, и колокольчик, которым обреченный оповещал всех о своем приближении. Именно так и изобразил проказу британский художник. Вооруженные люди на лестнице, объятые страхом, показывают, что ни мечи, ни копья, ни воинская доблесть не спасут от страшного недуга.
Туберкулез, или как раньше говорили — чахотка, убивает человека медленно. Поэтому болезнь показана в виде смерти, стоящей с песочными часами у постели умирающей девушки. Усиливает эффект картины спокойный осенний пейзаж вдали, символизирующий угасание.
Тиф людям приносили насекомые-паразиты, поэтому его Купер изобразил в виде крылатой смерти, щедро рассеивающей над грязным городским водоемом неких мелких созданий.
Рак груди до сих пор уносит каждый год сотни тысяч жизней по всему миру. На картине Купера этот недуг изображен в виде монстра, клешня которого вонзилась в женскую грудь. С другой стороны на помощь больной спешит дух медицины в шлеме античного героя, вооруженный кинжалом.