В 1908 году К.С. Станиславский задумал показать на сцене МХАТа невозможное: души людей, божества потустороннего мира, ожившие предметы и царство будущего. Чтобы создать этот будущий легендарный спектакль «Синяя птица» (по драме-феерии символиста М. Метерлинка), Станиславский сначала решил съездить к самому автору Морису Метерлинку во Францию, который жил тогда в 6 часах езды от Парижа. Вспоминает сам Станиславский: «Я собрался в путь по-русски: с множеством свертков и всяких подарков. Записал на манжете пышное приветствие…»
Но, увы, на вокзале его никто не встретил, и, как на грех, на перроне не оказалось ни одного носильщика. С охапкой свертков Станиславский направился к стоянке авто, где толпились специальные привокзальные шоферы. Чтобы можно было воспользоваться их услугами, у него попросили предъявить ж/д билет, как это принято тогда. Станиславский случайно рассыпал свертки. Тут подскочил какой-то бравый шофер в сером пальто и шоферской фуражке, и кинулся собирать вещи. Спросил по-французски: месье Станиславски? Усадил в машину и помчал на страшной скорости. Напуганный скоростью, Станиславский сидел, не говоря ни слова, и только через полчаса решился спросить у шофера: как поживает господин Метерлинк?
-Метерлинк? – воскликнул шофер удивленно, - я и есть Метерлинк!
Станиславский всплеснул руками, и оба захохотали. Этот неожиданный реприманд и стал заглавной буквой для дальнейшей работы Станиславского, который всегда не мог без смеха вспоминать свое знакомство с Метерлинком. А в спектакль проникла улыбка, ирония, и ее вечные спутники - печаль и меланхолия. Станиславский делал свою работу легко и непринужденно. Он позволил актерам даже импровизировать, а сам сосредоточился на изобретении волшебства. Он не захотел ставить просто детскую сказочку, а стал сочинять волшебную притчу о расширении пространства, о путешествии детей за пределы мира, к тайнам бытия. Актёры театральной постановки Станиславского "Синяя птица" в образе: Кот, Фея, Время.
Сегодня мало кто, помимо специалистов-филологов, знает, что «Синяя птица» не детская сказка, а философская притча, адресованная взрослому зрителю. Сделав главными героями детей, автор исходил из библейской мудрости, повествующей об истине, глаголящей устами младенца.
В ночь под Рождество мальчика и девочку Тильтиль и Митиль посещает Фея Берилюна. Внучка Феи больна, и спасти её может только Синяя птица. Благодаря волшебному подарку Феи дети получают возможность видеть души вещей. Неживые предметы (Часы, Огонь, Вода, Хлеб, Молоко и др.) преображаются в живых существ со своим характером. Все вместе они отправляются в опасное путешествие за сказочной Синей птицей. В постановке множество удивительных трюков. Один из героев отламывал себе пальцы, и они вырастали вновь; под покровом ночи танцевали тарелки; оживали молоко, хлеб, огонь, вода. Особое внимание режиссер уделил костюмам и гриму, которые играли важнейшую роль в создании сказочных образов. Благодаря уникальным винтажным фотооткрыткам у нас есть возможность представить, как это выглядело. Актёры театральной постановки Станиславского "Синяя птица" в образе духа Вяза, Митиля и Тильтиля и Ночи.
Спектакль 1908 года, созданный на прочном фундаменте христианства, насыщенный сложными символистскими подтекстами, продолжался более четырех часов. «Синяя птица» — это повествование о высоких материях — Памяти предков, Любви, Жизни, Смерти, о прорастании человеческого в человеке. Фея увещевает растерянных спутников героев: пойдете с детьми — умрете, останетесь дома — умрете все равно. Конец один. Но ведут к нему разные дороги: можно заботиться только о собственном благополучии, а можно попытаться помочь тем, кто хочет других сделать счастливыми. Тильтиль и Митиль во время своего путешествия общаются с умершими бабушкой и дедушкой, попадают в царство ночи, оживший лес, сад блаженств, царство будущего, после чего возвращаются обратно и дарят Синюю птицу больной внучке феи. Они не смогли завладеть Синей птицей навсегда, хотя старались не для себя. Ведь Синяя птица не вещь и счастье не материально. Вот почему в финале, когда, с таким трудом найденная, она все же улетает, счастье не покидает дом дровосека и всех, кто там собрался. Птица может отправляться дальше — здесь она свою миссию выполнила, а в мире еще много несчастных.
Премьера состоялась 13 октября 1908 года. Художником постановки был замечательный мастер В. Егоров. Музыку сочинил композитор И. Сац. Сказка имела оглушительный успех и у детей и взрослых. Совершенство работы, сделанной Станиславским легко без изнурения с блеском в духе Моцарта, и обеспечило «Синей птице» ту беспрецедентно долгую жизнь, более столетия которой отмечает российский театр. Актёры театральной постановки Станиславского "Синяя птица" в образе Молока, Свиньи, Сахара и Митиля, Воды.