Конечно, сравнивать шедевры ювелирного искусства от гениального карла Фаберже – дело неблагодарное. Ведь каждое его творение – настоящая сказка из драгоценных камней! Но все же, предлагаю полюбоваться сегодня одними из самых редких экземпляров фирмы Фаберже, невероятными тиарами.
И каждый из вас, дорогие читатели, наверняка, выберет для себя тот сияющий венец, который покажется самым красивым. Бриллиантовая диадема «Цикламен», тиара императрицы Александры Фёдоровны с магическими сапфирами и золотая тиара Марии Фёдоровны с алмазами и бриллиантами способны свести с ума даже искушенных ценителей ювелирного искусства!
Наверняка, не все знают и видели эту сказочную троицу тиар, что родились в мастерских знаменитого Фаберже. Так, цветочный венец с огромными сапфирами цвета вечернего ясного неба, был создан где-то в конце 19-го столетия искусными мастерами прославленного ювелира. С 1895-го года и вплоть до революционных событий 1917-го драгоценность принадлежала последней российской царице из рода Романовых. Жаль, что нет ни одного портрета или фотографии Александры Фёдоровны в этой великолепной разомкнутой диадеме. Сапфировые бутоны цветов и бриллиантовые веточки с листьями, оправленные в тяжелое золото и в легкую платину, смотрятся величественно, но, в то же время, утонченно.
Алмазы-розы, искусная чеканка и гравировка, - тут все идеально, аристократично, женственно. И, что характерно именно для стиля Фаберже, между листьями и веточками из роскошных бриллиантов очень много пространства, воздуха. Они горят драгоценным огнем, который рождается от солнечного света, потрясающая красота! Особое расположение элементов придает украшению изысканности и нежности, несмотря на приметные камни немалых размеров. В 1930-м сапфировую тиару приобрел коллекционер Арманд Хаммер. А еще через год – американец Мортимер Лейб Шифф. Жаль, конечно, что редкие вещицы, творения Фаберже из сокровищниц русских царей утекли за границу. И США стали чуточку богаче, за счет нашего, российского ювелирного искусства.
Веком ранее, в 1880-м, матушка Николая Второго, царица Мария Фёдоровна, получила от мужа шикарный подарок – бриллиантово-алмазную тиару из золота и серебра. Выбор Александра Третьего пал на венец Фаберже, разумеется, неслучайно. Ведь императрица Дагмар обожала искусство Карла Фаберже и не упускала случая пополнить роскошную коллекцию очередным эксклюзивом.
После бегства за рубеж из-за пожара революции в России часть драгоценностей ей, конечно, пришлось, продать. И в 1920-м году тиару императрицы купил все тот же Арманд Хаммер. Потом, вплоть до конца 1980-х, диадема находилась в Дании у неизвестного владельца. И следующие десять лет – в частной коллекции в одной из стран Западной Европы. Причем, где именно, никто не отслеживал.
В 2019-м году сказочная тиара Марии Фёдоровны была представлена на выставках ювелирных красот и в Европе, и в России. По легенде, когда императрица надевала именно этот венец, с большим прозрачным камнем в верхней части божественной композиции, свет падал на грани бриллианта и преломлялся самым причудливым образом.
Рождая видимый яркий луч, что тянулся от верхнего элемента тиары, будто подсвеченной каким-то волшебным фонариком… Или зажженной от небесного бриллиантового огня. Посетители выставки помнили о легенде и даже пытались проверить, появился ли отблеск, а потом и видимый длинный луч. Светили на вещицу телефонами и ахали от восторга: ведь солнечный шлейф, и, правда, появлялся! Вот уж, действительно, магия ювелирного искусства, воплощенная в реальности.
И, наконец, самая изысканная из всех тиар авторства Карла Фаберже, это прелестная корона «Цикламен», сверкающая цветочная композиция из прозрачных бриллиантов. Непревзойденный экземпляр из Вестминстерской коллекции драгоценностей. Многие полагают, что именно она – фаворит красоты в нашей тройке тиар.
Тончайшие веточки, закругленные элементы листьев и нежнейшие завитки цикламенов, повязанные бриллиантовой лентой, - сюжет тиары разговаривает с нами на неземном языке живых цветов, будто застывших в ледяных объятиях зимы.
В 1903-м году изысканную тиару создал мастер фирмы Фаберже Альберт Хольмстрем, талант, прибывший в Россию из Финляндии. «Цикламен» не вошла ни в одну царскую коллекцию украшений, а была куплена некоей дамой по имени Уилсон Фокс. Быть может, миссис Фокс готовилась к балу, светскому рауту или просто хотела похвастаться в свете шикарным аксессуаром для волос.
Кстати, на нечетком снимке мы видим герцогиню Вестминстерскую Констанцию Корнуоллис Уэст, в наряде Версальского дворца 18-го века. Аристократка готовилась к костюмированному балу, что проходил в замке Уорик в 1895-м году. И, как полагают, надела на бал прекрасную тиару «Цикламен». Конечно, качество фото не дает разглядеть, что именно спрятано в прическе (или парике?) знаменитой модницы. Быть может, тонкая работа ювелиров просто утонула в густых локонах герцогини. Но историки могут и ошибаться, а разглядеть наличие тиары тут просто невозможно.