Миры Елизаветы Бём.
Пасхальная открытка, созданная художницей Елизаветой Бём
Елизавета Бём... В наши дни это имя известно не всем, а в конце 19 и начале 20 столетия Елизавета Бём пользовалась невероятной популярностью и поистине всенародной любовью. Ее работы были в коллекциях императорского семейства и других членов Дома Романовых, приобретал их и такой знаток искусства, как создатель знаменитой художественной галереи Павел Третьяков, но и в домах небогатых купцов, рабочих, и в крестьянских избах находилось место для открыток Елизаветы Бём, расходившихся по всей Российской империи.Тут следует напомнить, какое огромное значение вообще имели открытки в то время. Телефоны были редкостью и устанавливались преимущественно в больших городах, мобильную связь никто не мог вообразить даже в самых фантастических грезах, и людям приходилось писать письма, чтобы поддерживать отношения друг с другом. Конечно, эпистолярный жанр был популярен, тем более, что и почта работала прилично (не в пример нынешней). Однако для развернутого письма нужны были время, силы, душевный настрой... Сколько дружеских и любовных связей оборвалось из-за того, что письмо написать все некогда, некогда... А потом уже и незачем. Открытки произвели настоящую революцию в межчеловеческом общении - две-три фразы, этакая эсэмэска столетней давности. А если открытка с симпатичным рисунком, значит, эсэмэска со смайликом. И адресат уже знает, что где-то далеко его помнят и любят.
Естественно, при своей популярности открытки приняли на себя множество дополнительных функций - рекламы, политической агитации, виртуального путешествия по миру, распространения различных полезных знаний и презентации художественных произведений.В России первые открытки (открытые письма) были введены в обращение 1 января 1872 года, но тогда они были без рисунков. Далеко не сразу открытки было решено как-то украшать. В 1894 году было дозволено выпускать "бланки открытых писем частного изготовления", и частная инициатива забила ключом. Уже в 1895 году стали выходить целые серии богато иллюстрированных открыток. Вскоре пальма первенства в этом деле перешла к известной благотворительной организации - Комитету попечения о сестрах милосердия Русско-турецкой войны, более известному как Община Святой Евгении. Женский благотворительный комитет решил, что выпуск и продажа иллюстрированных открыток дадут необходимые средства для помощи бывшим медсестрам и санитаркам, помогавшим нашим войскам на Балканах (там женщины оставили и здоровье и силы, а кто-то после ранений получил инвалидность и нуждался в серьезной поддержке). В 1898 году Община Святой Евгении выпустила первые иллюстрированные открытки, а в 20 веке стала лидером в этом бизнесе. К тому же Община первой решила устраивать специализированные киоски по продаже открыток, что тоже сыграло немалую роль в распространении этой продукции.
Киоск по продаже открыток от Общества Святой Евгении, 1913 год
В то время, как в России развивалось производство открыток, Елизавета Бём, самый популярный "открыточный" художник, овладевала мастерством. В девичестве она носила фамилию Эндаурова. Происходила художница из знатной семьи с далекими татарскими корнями. Ее предок по имени Индигир в 15 веке перешел на службу к московским князьям, и по велению великого князя Ивана III, деда Ивана Грозного, этот татарский род получил фамилию Эндауровы. К середине 19 столетия Эндауровы были уже полностью обрусевшим помещичьим семейством. Елизавета Меркурьевна Эндаурова родилась в 1843 году. Ее детство было связано с русской деревней - у родителей были имения под Ярославлем в Пошехонье и на Вологодчине. Лиза всегда любила деревню, хорошо знала деревенских людей, их нравы и обычаи. “Самые лучшие воспоминания у меня связаны с деревней, и я жалею тех детей, которые лишены этих радостей”, - говорила она. Русская деревня нашла отражение в ее лучших работах.

"Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет, – вспоминала Елизавета Бём, – иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных; и вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьёзно заняться рисованием".Родные решили развивать способности девочки. В 14 лет Лизу отдали в Рисовальную школу Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. Елизавета относилась к числу лучших учеников и окончила школу с серебряной медалью.Но рисование для барышни из добропорядочной семьи должно было стать лишь увлечением - главным было замужество и материнство. В 1867 году Лиза вышла замуж. Ее избранником стал профессиональный музыкант, скрипач, преподаватель Петербургской консерватории Людвиг Бём. Брак был счастливым, у супругов родилось несколько детей. Но Елизавете все равно хотелось заниматься творчеством.
Первое, что пришло в голову молодой художнице, составить альбом из силуэтов, которые она готовила для себя и своих близких. Они годились для чего-то большего, чем оказаться в рамочках на стенах комнат в домах ее родственников. Работа над альбомом шла несколько лет. Дядя Елизаветы имел собственное Картографическое заведение, где печатались карты и атласы. Свой первый альбом, незатейливо названный "Силуэты", художница отнесла к дяде и попросила напечатать. Альбом, изданный в 1875 году, произвел фурор. Воодушевленная художница подготовила еще один альбом, "Силуэты из жизни детей", и выпустила его два года спустя.
Силуэты, как вид художественного творчества, в России стали популярны еще в 18 веке, в царствование Екатерины II, когда к ее двору прибыли несколько французских художников, работавших в такой манере. Но тогда силуэты вырезали из черной бумаги и накладывали на светлый фон. Бём разработала совершенно иную технику - она выполняла силуэты на камне и делала их отпечаток (литографию). Это позволяло уделять внимание мельчайшим деталям - травинкам, усикам животных, завиткам волос...
Автопортрет художницы в окружении детей, альбом "Из деревенских воспоминаний"
Альбомы художницы выходили один за другим. Она стала иллюстрировать детские журналы, книги сказок, буквари и другие издания для детей, делать открытки (они пользовались особой популярностью), рекламу, экслибрисы. Кроме силуэтов появились и ее акварельные и графические работы. Художественное сообщество, обычно строго оценивавшее картинки с детишками и кошками, творения Бём встречало восторженно.
Крамской, ее учитель в Рисовальной школе, писал: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей».Илья Репин дружил с Бём. Он как-то подарил художнице свою картину, написав на обороте: «Елизавете Меркурьевне Бём в знак моего глубочайшего почитания ее таланта. Ее «черненьких» я люблю больше многих-многих беленьких».
Силуэт из книги "Пирог"
Художественный критик Стасов, человек довольно суровый, от которого на орехи доставалось всем маститым живописцам, называл Бём «самой даровитой из художниц» и утверждал, что в её силуэтах видны «душа, чувство, мысли, характеры, капризы, причуды, грация, шалости, милые затеи».Удачными оказались и иллюстрации Бём к произведениям Тургенева и басням Крылова.
Герасим и Муму
Но все-таки именно открытки в русском стиле принесли Елизавете Бём настоящую славу, и в России, и за рубежом.
Начало 20 века стало очень плодотворным периодом для художницы. Дети выросли, и можно было больше времени уделять творчеству.
Елизавета Бём
Казалось бы, работы художницы в русском стиле, с народными пословицами и поговорками, с персонажами в национальной или крестьянской одежде могли найти понимание только на родине. Но Бём с большим успехом принимала участие в международных выставках - в Париже, Брюсселе, Берлине, Мюнхене, Милане, Чикаго - и везде был большой ажиотаж, поощрительные призы, медали; в Париже и Милане - даже золотые медали... Вскоре альбомы с рисунками Бём стали издавать за рубежом. Особый фурор они произвели в Париже, где вообще в начале 20 века все русское было в особой моде. Но и в Америке альбомы художницы выдержали несколько переизданий.
Были у Елизаветы Бём призы не только художественных, но и промышленных выставок - по ее рисункам выполнялись изделия из хрусталя, фарфора, декоративная деревянная посуда.
Деревянная тарелка с росписью по рисунку Бём
У художницы был широкий дружеский круг, в который входили Толстой, Некрасов, Лесков, Гаршин, Тургенев, Майков, Рубинштейн, Врубель, Репин, Крамской и многие другие известные люди. Ее знакомым литераторам очень нравились иллюстрации Бём к их произведениям. Она не только оформляла книги, но и выпускала иллюстрации в виде отдельных открыток.
Анна Каренина
Наташа Ростова
Большим успехом пользовались и иллюстрации художницы к произведениям Пушкина.
Сцена из трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"
Татьяна читает письмо Онегина
Особо удачным проектом художницы была иллюстрированная азбука для детей. Родители из самых разных слоев старались купить ее своим детям. Азбука Бём в самом прямом смысле пришла в каждый дом, где дети осваивали грамоту.
Аз (буква А)
Буки (буква Б)
Веди (буква В)
Азбука выдержала множество переизданий, и художница делала разные варианты ее оформления.
Он (буква О)
Рцы (буква Р)
Твердо (буква Т)
Случалось, что Елизавета Бём в своей творческой манере выполняла портреты друзей.
Лев Толстой с детьми
Портрет А.Г. Рубинштейна за роялем (сам Рубинштейн считал, что это - лучший из его портретов)
Но главным в творчестве Елизаветы Бём все же оставались открытки. Иногда они носили познавательный характер, как. например, серия, изображающая представителей различных народов Российской империи в национальных костюмах.
И все же наибольшей популярностью пользовались поздравительные открытки к праздникам. Елизавета Бём разработала более 300 открыток, которые издавали и переиздавали многотысячными тиражами.
При такой популярности у художницы было много подражателей. Причем даже известные художники с собственной творческой манерой, принимая заказ на открытки, вольно или невольно начинали подражать Елизавете Бём.
Ну и конечно, князь Киевский Владимир (не будем проецировать эту картинку на реальные факты биографии князя)
Так же Бём относилась ко многим историческим личностям.
Наполеон
Наполеоновский солдат
И даже герои, ставившие в конце 19 - начале 20 веков опыты по освоению воздушного пространства, на рисунках художницы предстают смешными малышами. Но при этом, какому-нибудь юному авиатору или любителю путешествий на воздушном шаре такая открытка могла принести много радости.
Досталось от Бём и депутатам Первой Государственной Думы, открывшейся в 1906 году.
Открытка носит явно критический характер.
Даже на портретах, украшавших плакат к открытию выставки "Детский мир", великие люди изображались совсем юными. И зрителю, привыкшему видеть писателя Толстого или художника Верещагина седобородыми старцами, пришлось с удивлением искать их черты в облике юношей.
Елизавета Меркурьевна Бём в старости
Умерла художница в 1914 году. Некоторые источники называют дату - 25 июля, то есть, накануне Первой мировой войны. Но при этом есть сведения, что Елизавета Меркурьевна дожила до объявления войны, успела проводить на фронт внуков, уходивших добровольцами, и выпустила несколько открыток патриотической тематики. Так что дату смерти необходимо уточнить. Ушла она в 1914 году тихо и незаметно - военные события, фронтовые новости, множество смертей и ранений в боях заслонили смерть пожилой художницы, десятилетиями дарившей людям улыбки в благополучные мирные времена.
Бог в помощь! (Сестры милосердия Первой мировой войны)
После 1917 года творчество Елизаветы Бём было объявлено пошлым и буржуазным и попало под запрет. Много десятилетий ее произведения не переиздавались. Однако, их не забыли - они жили своей жизнью в альбомчиках с бабушкиными коллекциями гимназических времен, в книгах на полках букинистических магазинов, на стенах деревенских изб в российской глубинке, на развалах блошиных рынков. Легко заметить влияние работ Бём на стилистику советских поздравительных открыток, особенно в 1950-1970 годы, когда с приходом "оттепели" они стали менее идеологизированными.И только в наши дни о Бём по-настоящему вспомнили и стали широко переиздавать ее работы. Можно сказать, что они прошли испытание временем.