Наверное, один из самых известных и роскошных нарядов XX века - это коронационное платье Елизаветы II. 2 июня 1952 молодая королева была в центре всеобщего внимания (помимо прочего, коронация транслировалась по телевидению). Она должна была выделяться в окружавшей её броской толпе, хотя бы относительно легко двигаться, и выглядеть... королевой. Задача была нелёгкой, но те, кто присутствовал, рассказывали потом, что она просто светилась!
Елизавета II в коронационном одеянии, сэр Герберт Джеймс Ганн, 1953. (с) Royal Collection Trust
Создавал платье тот же кутюрье, который одел
будущую королеву к свадьбе. Норман Хартнелл очень серьёзно подошёл к вопросу, и долго работал в Лондонской библиотеке и различных музеях, изучая коронационные одеяния предшественников Елизаветы. Как он потом рассказывал, "
в моей голове роились геральдические и цветочные идеи". Уехав в свой загородный дом, он работал в тишине: "
Я думал о лилиях, розах, маргаритках и золотых колосьях. Я думал об алтарных покровах и одеяниях священников. Я думал о небе, земле, солнце, луне, звёздах и всём божественном, что можно было бы вышить на платье, которому суждено стать историческим".
Елизавета II в коронационном одеянии, Сесил Битон, 1953. (с) Royal Collection Trust
Сколько вариантов он придумал, сегодня уже точно неизвестно, но много, и его ассистент, Иэн Томас (позднее он сменит Хартнелла на посту королевского кутюрье) сделал девять эскизов. Из них Елизавета и выбирала.
Силуэт она предпочла такой же, как у её свадебного платья, но согласилась добавить немного цвета. А ещё попросила добавить в вышивку символы стран Британского содружества. И финальный эскиз был принят ею почти без поправок - только немного поменяли цвет у ирландского трилистника.
Эскиз коронационного платья Елизаветы II, Норман Хартнелл, 1953. (с) Royal Collection Trust
Этикет требовал от Хартнелла, чтобы ни он, ни сотрудники его дома не передавали никому ничего из сказанного королевой. Но потом Хартнелл признался, что она сказала на последней примерке. Одно слово. "
Великолепно!"
Белое атласное платье с пышной, расширяющейся книзу юбкой, было покрыто вышивкой. Чтобы создать это чудо, потребовалось три тысячи часов!
Коронационное платье Елизаветы II, Норман Хартнелл, 1953. (с) Royal Collection Trust
- Англия: роза Тюдоров, вышитая розовым шёлком, жемчугом, розовыми стразами, золотыми и серебряными нитями.
- Уэльс: лук-порей, вышитый белым и зелёным шёлком, также дополненный стразами.
- Шотландия: чертополох, вышитый бледно-лиловым шёлком и аметистами; а цветочные чашечки были вышиты бледно-зелёным шёлком, серебром, и украшены капельками "росы" из стразов.
- Ирландия: трилистник из ярко-зелёного шёлка и серебра.
- Канада: кленовые листья зелёного шёлка, а прожилки были вышиты золотой нитью с хрустальными бусинками.
- Австралия: золотая акация, вышитая ворсистой шерстью жёлтого цвета, а её листья – зелень и золото.
- Новая Зеландия: папоротник из нежно-зелёного шёлка, а прожилки на листьях – серебряные нити с хрустальными бусинами.
- Южная Африка: цветы протеи были вышиты розовым шёлком, прожилки на них – серебром, а листья – тёмно-зелёным шёлком и розовыми стразами.
- Индия: лотос с лепестками из перламутра, с речным жемчугом и стразами
- Цейлон: лотос из опалов, перламутра, стразов и светло-зелёного шёлка.
- Пакистан: колосья пшеницы сделали из стразов, листья – из золотистого хрусталя; джут – из зелёного шёлка и золотых нитей; хлопок вышили серебром, а его листья – зелёным шёлком.
Елизавета II в день коронации, 1953. (с) Getty Images
Трогательная деталь – среди ирландских трилистников один оказался с четырьмя лепестками. По указанию Хартнелла его вышили на левой стороне юбки - этого места королева должна была постоянно касаться. Ей самой ничего не сказали заранее. Так, на счастье...