Вашему вниманию интересная история о «фарфоровом кружеве». Увидев статуэтки кружевного фарфора, невозможно отвести глаз от этих нежнейших шедевров. Фарфоровые статуэтки всегда привлекательны. Изящество форм, изысканность притягивают к ним взгляды. Интригуют эти кружевные, ажурные наряды. Любоваться ими можно бесконечно.
Каждый, кто впервые видит подобные статуэтки, думает, что эти пышные кружева, к которым так хочется прикоснуться, просто надеты сверху на статуэтки. Но на самом деле это не так — они тоже фарфоровые и очень хрупкие, так что дотрагиваться до них нежелательно.
В 1884 году статуэтки были впервые украшены кружевом, которое впоследствии принесло Sitzendorfer Porzellanmanufaktur мировую известность. Технология совершенствовалась и из ажурной «ткани» стали делать не только отдельные детали, но и весь наряд. Технология с одной стороны проста, с другой — требует от мастера ювелирной точности и опыта, иначе чудесного превращения не будет.
Кружева погружали в специальную фарфоровую массу, обволакивающую их, затем формировали из них одежду непосредственно на статуэтках и отправляли в печь для обжига. При этом текстильное кружево сгорало и оставалось только фарфоровое.
Я видела видеоролик о создании кружевной отделки и хочу сказать, что это филигранная работа, требующая внимательности, терпения и достоверности в создании кружевных оборок, фалд, складок. Тончайшим крючком мастерица укладывала, пропитанное фарфоровой «сметаной» кружево, в искусную отделку на фарфоровой фигурке. Ее движения были такими точными, четкими, как у опытной портнихи.
Вначале, из-за того, что температура, при которой мастера проводили обжиг, была недостаточно высокой, кружева получались очень хрупкими и часто ломались даже от простого прикосновения. Поэтому фигурок той поры сохранилось немного.
Антикварная статуэтка «Менуэт». Volkstedt Германия 1900
В дальнейшем производители старались усовершенствовать этот процесс, чтобы получать более прочные кружева. Каждый из них пытался найти свой уникальный состав фарфоровой массы и условий обжига, чтобы фарфор получался более прочным. И если кому-то это удавалось, информацию хранили в строжайшем секрете.
Сегодня, при создании «кружевных» статуэток используют настоящие кружева, которые пропитывают фарфоровой массой (у каждого производителя свой секрет специальной массы для пропитки и дальнейшей прочности), а затем ещё влажными прикрепляют к скульптурам. В печах при температуре более 1300 градусов текстильная основа сгорает, а фарфоровое кружево остаётся на века.
Этот удивительный фарфор, кажущийся таким легким и невесомым, называют также «Дрезденским фарфором». В конце XVIII века приступили к массовому изготовлению статуэток. В основном это были фигурки балерин, танцовщиц, прекрасных дам в пышных нарядах из тончайшего кружева, галантных кавалеров.
Rare Twin DresdenGermany «Dancing Ladies»
Винтажный немецкий кружевной фарфор. Франц Уиттер, Дрезден. «Три играющие девочки»
Великолепная и завораживающая работа немецких мастеров. Такая наивность и непосредственность. Я не могу подобрать слов, чтобы выразить свое восхищение этой статуэткой.
Статуэтка «Дама за роялем». Ажурный фарфор, роспись, золочение, глазуровка. Dresden. Германия, 1930-е гг.
Antique German Volkstedt Dresden «Sitting Lady Figure w Fan Lovely» (с гитарой)
Antique German Volkstedt Dresden Full Lace Sitting Lady Figure
Удивительная реалистичность. Кружева как будто настоящие. Складки расположены с такой точностью. Просто ювелирная работа.
Антикварная старинная фарфоровая статуэтка «Грезы любви, девушка с книгой на диване», кружевная производства Muller & Co, Volkstedt, Германия, нач.20 в.
Фарфоровая статуэтка «Девушка на балу», кружевная. Muller & Co, Volkstedt, Германия, 1920-30 гг.
Статуэтка «Музыкальная пара». Ажурный фарфор, роспись, золочение, глазуровка. Dresden (Саксония), Германия, 1930-е гг.
«Три сестры» Немецкая мануфактура 1950-х гг.
Фарфоровая кружевная статуэтка «Дама в капоре с золотым пером и зонтиком».
Я бы назвала эту статуэтку «Ветер». Посмотрите, как реалистично передано — девушка с зонтиком попала в порыв ветра, подхватившего пышную юбку и едва не сорвавшего с головы изящную шляпку. Глядя на эту очаровательную статуэтку, просто чувствуешь порыв ветра…