Четверг, 05 Января 2012 г. 03:28
+ в цитатник
Вифлеемская звезда — небесное тело, которое по Евангелию, возникло на небе в момент рождения Иисуса Христа и указало волхвам путь к Его вертепу.
Вифлеемская Звезда упоминается в Евангелие , как благая весть о рождении Иисуса Христа.
Согласно Писанию , в момент рождения Иисуса Христа на востоке ярко воссияла восьмиконечная Звезда. Двигаясь на запад, Звезда остановилась над Пещерой Рождества, указывая на святое место рождения Иисуса . Увидев в небе засиявшую над Вифлеемом Звезду волхвы -древние персидские мудрецы и маги узнали , что родился долгожданный Спаситель человечества и поспешили в Иерусалим поклониться Сыну Божьему – Мессии.
Евангельский рассказ о необыкновенной звезде, восшедшей над Вифлеемом, уже более 2000 лет волнует человечество. В древние времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от таких представлений сохранилось крылатое выражение «взошла звезда и погасла звезда». В существование зависимости жизни людей от небесных тел верили греки, римляне, персы и другие народы.
- Иосиф Флавий сообщал, что перед падением Иерусалима в течение всего года над городом блистала звезда в виде меча.
- Смерти Императора Константина Великого также предшествовало появление кометы.
- После кончины преподобного Даниила Столпника явились на небе три крестообразных звезды, которые ярко светились даже при сиянии солнца и пр.
Однако может показаться странным, что восточные мудрецы-звездочеты, увидев необыкновенную звезду, немедленно отправились на поиски Царя именно в Иерусалим.
Дело в том, что по всему Востоку было распространено убеждение, что в ближайшее время, причем именно в Иудее должен родиться Спаситель мира, Которому будут поклоняться все народы.
Считается, что о грядущем Рождестве Спасителя и о предшествующей Ему звезде говорится в «звездном пророчестве» Валаама в Книге Чисел Ветхого Завета
: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовы». (Чис.24:17)
Евангелие от Матфея свидетельствует:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.»
Слухи о рождении нового Царя сильно встревожили иудейского царя Ирода. Он испугался, что этот Младенец, когда вырастет, станет его соперником и отнимет у него власть. Знатоки Закона и первосвященники поведали ему, что Младенец родился в Вифлееме.
«Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды» (Матф. 2:7)
Так как Ирод был коварным и жестоким человеком, то он решил погубить Иисуса Христа во что бы то ни стало. Он сказал волхвам:
«Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться».
Интересно, что когда волхвы пришли в Иерусалим, звезда скрылась, дабы, как тогда решили, не стать путеводной для Ирода и его приближенных, хотевших найти и уничтожить Святого Младенца. Когда же волхвы оставили Иерусалим, звезда снова явилась на небе и вела их до тех пор, пока не пришли они в Вифлееме к тому месту, где родился Младенец Иисус. Поэтому часто Вифлеемскую звезду называют ещё и Путеводной звездой.
«Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.»
(Мф.2:9-11)
Волхвы поклонились Новорождённому Спасителю и преподнесли Ему свои дары: золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Богу, а смирну — благовонное масло — как Человеку, который должен умереть.
Во сне Ангел Господень открыл мудрецам намерения злого Ирода, и они не вернулись к нему, а пошли в свою страну другим путём.
Вскоре и Иосифу во сне явился
Божий ангел. Он велел Иосифу вместе с Марией и маленьким Иисусом бежать в Египет – Иисусу угрожала смертельная опасность. Ведь когда царь Ирод узнал, что волхвы обманули его, он очень разгневался. Полный решимости избавиться от новоявленного Иудейского Царя, Ирод отдал страшное приказание – истребить в Вифлееме всех младенцев мужского пола:
«тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» Иосиф и его семья бежали в Египет и оставались там до смерти Ирода.
Реально ли существование Вифлеемской звезды?
Мнение Церкви.
Церковь считает, что Вифлеемская звезда была не обязательно естественным астрономическим телом, а скорее чудесным явлением: исполнив свое назначение, она затем исчезла с неба, а когда волхвы пришли в Иерусалим, она скрылась, чтобы ее не мог увидеть Ирод, потом снова вернувшись
Возможно, эта звезда существовала только в воображении мудрецов, а сам термин позже был употреблен в качестве метафоры. Христианские писатели первых веков думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. Они считали, что это божественная разумная сила явилась в образе звезды:
«Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком... А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу» (Феофилакт Болгарский)
Мнение историков и астрономов
Что же представляло собой данное небесное тело, если оно существовало в действительности? Историчность сообщений Нового Завета и реальность существования Вифлеемской звезды не доказана.
Историки и астрономы не могут найти ответ на этот спорный вопрос. Вифлеемская звезда вела волхвов не один день, а на протяжении всего путешествия с Востока в земли Иудеи. То есть это не мог быть, к примеру, метеорит, промелькнувший в небе. Скорее всего, это была комета или одна из планет Солнечной системы. Хотя некоторые исследователи говорят о рождении новой звезды ( Новая звезда, вспыхнувшая близ созвездия Козерога — наблюдалась в течение 70 дней весной 5 года до н. э. или Новая звезда в созвездии Ориона - известны по китайским и корейским летописям
) и даже об НЛО.
У последних гипотез есть один очень крупный недостаток: они не могут ответить на вопрос, а как эта звезда (или планета) могла «идти перед ними»? Звезды, как известно, по небу не перемещаются. Планеты же, хотя и перемещаются, но со скоростью, достаточно медленной для того, чтобы глаз наблюдателя с Земли мог такое перемещение визуально зафиксировать.
Существует только два вида природных небесных тел, передвижение которых по небосводу может быть заметным на глаз - это метеориты - так называемые "падающие звезды" и кометы. Из евангельского описания видно, что Вифлеемская звезда отнюдь никуда не падала и падать не собиралась. Следовательно, логично предположить - эта "звезда" была ни чем иным, как кометой.
В Евангелии от Матфея для обозначения Вифлеемской звезды употребляется греческий термин «aster», который может толковаться как «комета». Кометы, особенно яркие и заметные, на небосклоне появляются не так уж часто. Поэтому на нее должны были обратить внимание современники волхвов. Известно, что комета Галлея пролетала в пределах видимости с Земли в 12 веке до н.э. Так как современные ученые датируют рождение Иисуса примерно 14—12 гг. до н.э., комета Галлея вполне подходит на роль Вифлеемской звезды. Приближаясь к поверхности нашей планеты, комета была заметна в предрассветные часы. Затем она на некоторое время стала не видна, и вновь появилась только в зените, в той точке своей траектории, которая находилась ближе всего к Земле. Именно тогда волхвы могли увидеть ее во второй раз, в конце своего путешествия. Единственный минус данной теории состоит в том, что планета, все же, внешне имеет значительные отличия от звезды, даже если смотреть на нее с Земли невооруженным глазом. Однако, когда комета удаляется от светила, ее хвост совсем не виден, и потому рассмотреть можно только яркое небесное тело, движущееся с определенной скоростью.
Что касается версии о планете, то на эту роль подходит Юпитер. В 7 г. до н.э. произошло редкое явление — Юпитер встретился с Сатурном в зодиакальном знаке Рыб, что породило видимость новой яркой звезды. Астрологами это событие могло быть воспринято как символ. Дело в том, что Юпитер традиционно считался царской планетой, а Сатурн ассоциировался с еврейским народом. Знак Рыб соответствовал Ближнему Востоку. Волхвы могли прочесть небесные знаки и истолковать их как пророчество. По мнению одного из немецких астрономов, Юргена Хамеля, волхвы пришли из Месопотамии, заинтересовавшись необычными знакам, которые явило им небо. Сведения об этом постепенно стерлись из истории, так церковь не хотела лишний раз упоминать, что о рождении Спасителя первыми узнали не священники, а астрономы.
Похожей теории придерживался и знаменитый астроном Иоганн Кеплер. Он доказывал, что виденная волхвами звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера, Сатурна и Марса. Наблюдая такое сочетание планет в 1603 году, Кеплер вычислил, что подобное «соединение планет» должно было происходить и в 747-748 годах от основания Рима. Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы нашего столетия посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину звездного неба в год рождения Иисуса Христа с яркой звездой.
Так как, согласно Евангелию, сами жители Иудеи не заметили никакого чудесного явления, существует мнение, что предпочтение стоит отдать гипотезе о соединении, а не о комете или вспышке новой звезды
Какая бы версия ни была верной (а Церковь не отрицает возможности существования различных объяснений этого удивительного факта), не нужно забывать, что Библия - не учебник по астрономии, а Евангельская история Рождества не является описанием атласа звездного неба над Вифлеемом и Иерусалимом. Евангелие , вобщем-то, не является хронологией происходивших 2000 лет назад событий.
Евангелие - Благая Весть (именно так слово евангелие переводится с греческого) всему человечеству о Спасении его от вечной смерти Богом Иисусом Христом. Волхвы, идущие за звездой поклониться рожденному Иисусу Христу, символизируют все народы, идущие к Источнику Вечной Жизни.
Вифлеемская звезда - мифологический вымысел?
Поскольку сообщение евангелиста Матфея о Вифлеемской звезде имеет лишь косвенное подтверждение, ряд историков считают данный евангельский сюжет, а также связанные с ним другие сюжеты (поклонении волхвов и избиение младенцев царем Иродом) полностью вымышленными:
«… из описания звезды, данного Матфеем, мы узнаем, что маги (волхвы) увидали ее на востоке и, решив (неведомо почему), что это — звезда новорожденного царя иудейского, то есть Мессии, отправились в Иерусалим. Из евангелия не видно, имели ли они во время путешествия перед собой звезду; но когда они по указанию Ирода отправились в Вифлеем, звезда вдруг снова появляется и уж не только ведет за собою волхвов, но, дойдя до Вифлеема, останавливается столь явственно над жилищем родителей Иисуса, что волхвы тут же заходят в дом с дарами. Какая то была звезда, мы не знаем, но во всяком случае естественная звезда не могла бы совершить то, что совершила эта мессианская звезда по свидетельству Матфея. Но если то была сверхъестественная, самим Богом посланная и руководимая звезда, то она должна была бы совершить нечто большее — отвести волхвов прямо в Вифлеем, минуя Иерусалим, чтобы напрасно не подводить под нож Ирода-злодея бедных младенцев вифлеемских. Поэтому все то, что в звезде этой было сверхъестественного, например ее поступательное движение и остановка, мы в любом случае должны отбросить как сказочную подробность» (Штраус Д. Жизнь Иисуса.)
В связи с этим некоторые верующие считают, что Вифлеемская звезда была не от Бога, а от дьявола, который использовал ее, чтобы убить Иисуса руками царя Ирода.
Вифлеемская Звезда как символ рождения Иисуса Христа
Тем не менее, Вифлеемская Звезда - общеризнаный символ рождения Иисуса Христа. И находится она в Храме Рождества Христова в Вифлееме.
В Гроте Рождества Христова сохранилось отверстие древнего колодца , на дно которого по преданию , и упала Вифлеемская Звезда . Считается , что если долго смотреть вглубь этого колодца , то можно увидеть мерцающий свет Вифлеемской Звезды.
Над Пещерой Рождества в 4 веке был построен Храм Рождества Христова - один из древнейших храмов на Святой Земле. В Пещере Рождества серебряная Звезда Вифлеема была установлена францискианцами – монахами католического нищенствуещего ордена в 1717 году .
Место рождения Иисуса обозначено серебряной Вифлеемской Звездой с 14 лучами , которые символизируют 14 остановок Виа Долороса –Крестного пути Христа в Иерусалиме на место казни на горе Голгофа.
Надпись по латыни
«HicdeVirginiaMarieJesusCristosnatusest– 1717» - «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» указывает на место , где родился Сын Божий и на дату установки Вифлеемской Звезды в Храме Рождества Христова монахами ордена францискианцев.
В 1847 году из Храма Рождества Христова турками была похищена серебрянная Звезда Вифлеема ,что послужило причиной Крымской войны 1853-1856 гг. Заново изготовленную серебряную Вифлиемскую Звезду турецкий султан принес в дар монахам - францискианцам в 1853 году.
Вифлеемская звезда и христианские традиции.
- Восьмиконечная Вифлеемская Звезда , как знак Бога и символ Рождения Иисуса Христа , устанавливалась на куполах первых христианских церквей .
В православии изображение восьмиконечной Вифлеемской Звезды встречается на всех русских иконах Богородицы – покровительницы России . Восьмиконечную Звезду Вифлеема еще называют Звездой Богородицы , Звездой России или Русской Звездой.
- Высшая государственная награда в царской России - орден Андрея Первозванного , имела форму восьмиконечной Вифлеемской Звезды. Согласно церковному преданию , апостол Христа Адрей Первозванный первым принес правозвестие христианской веры на русскую землю . Высокий статус награде - ордену Андрея Первозванного , был возвращен указом президента России от 1 июля 1998 года.
- Восьмиконечную Вифлеемскую Звезду , символ рождения Христа , дарили детям на счастье и благополучие . Ею украшали верхушки елок на Рождество . В советское время восьмиконечная звезда была замена на пятиконечную.
- Звездица — звезда, которую в церквях ставят в память о Вифлеемской на дискосе - блюде на подножии с изображением сцен из Нового Завета, чаще всего — младенца Иисуса Христа
- Символ Вифлеемской звезды используется как элемент орнамента в декорировании иконостасов, церковной утвари и архитектурных деталей храмовых сооружений
- Звезда-навершие — ёлочное украшение, которое ставят на верхушку рождественской ёлки.
- Вифлеемская звезда — украшение Рождественских праздников, как на улице, так и в интерьере. Вифлеемская звезда - символ Рождества Христова.. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- /SPOILER]