.
После смерти королевы Елизаветы II вся Королевская коллекция перешла под управление короля Карла III. Надо сказать, что Королевская коллекция, одна из крупнейших коллекций произведений искусства в мире, насчитывающая более миллиона объектов, не является собственностью короля, это все - богатство нации, а король, как суверен своих преемников и нации, - управляющий всеми культурными богатствами, которые находятся во всех принадлежащих ему дворцах.
После казни Карла I в 1649 году большая часть владений короля была продана по приказу Оливера Кромвеля, а Королевская коллекция в основном формировалась со времени Реставрации монархии в 1660 году.
Фонд Королевской коллекции отвечает за уход за Королевской коллекцией, а доходы, полученные от входных билетов, розничных продаж и других коммерческих инициатив, используются для сохранения Королевской коллекции.
Коллекция Фаберже в Королевской коллекции - одна из самых (если не самая) крупных коллекций в мире. Всего в Королевской коллекции насчитывается 800 различных предметов Фаберже. Яиц Фаберже в Королевской коллекции всего четыре - три принадлежали российской императорской семье, а четвертое было создано для Александра Кельха.
Яйцо Фаберже "Колоннада"
В 1931 году Королева Мэри, согласно ее аннотации к рукописи в ее экземпляре автобиографии Бейнбриджа Twice Seven, приобрела это яйцо и подарила его королю Георгу V.
Яйцо было подарком царя Николая II царице Александре Федоровне на Пасху 1910 года в честь рождения в 1904 году Алексея, пятого ребенка и единственного сына царской четы. Яйцо стоило 11 600 рублей.
В 1917 году яйцо было конфисковано, в 1922 году передано Совнаркому и продано Эмануэлю Сноумену из Wartski, у которого и приобрела яйцо королева Мэри.
Яйцо "Колоннада" выполнено из бовенита, четырехцветного золота, позолоченного серебра, платины, эмали по гильошированному фону и розовых бриллиантов. Это одно из четырех пасхальных яиц Фаберже, в дизайне которых присутствуют часы. Яйцо-колоннада украшено вращающимися часами швейцарской фирмы Henry Moser & Cie.
Яйцо символизирует храм любви. Пара платиновых голубей олицетворяет любовь Николая и Александры Федоровны. Вокруг основания яйца сидят четыре позолоченных херувима, каждый из которых представляет четырех дочерей Николая и Александры Федоровны: Анастасию, Ольгу, Марию и Татьяну. Алексей представлен серебряно-позолоченным купидоном, венчающим яйцо.
Ранние фотографии яйца и его описание в альбоме императорских пасхальных яиц Фаберже, показывают, что первоначально купидон держал в руке стрелу, указывающую час. Генри Бейнбридж в своей книге 1949 года "Питер Карл Фаберже" отмечает, что в яйце, находящимся в Королевской коллекции, купидон, держит нечто похожее на цветок, и на круглом циферблате установлена новая стрелка, указывающая на часы.
На вопрос, почему не воссоздали первоначальный вариант яйца, Старший хранитель Королевской коллекции ответил, что они думали об этом, но решили показать яйцо таким, каким оно было, когда оно поступило в коллекцию королевы Мэри.
Яйцо Фаберже "Корзина цветов"
цветов"
На сайте Королевской коллекции сообщается, что это яйцо королева Мэри приобрела в 1933 году у Варцки, который в свою очередь приобрел его у Антиквариата (советского учреждения "по сбору и сохранению сокровищ) за 2000 рублей (это при том, что царь Николай II купил яйцо за 6850 рублей, а после конфискации его оценили в 15 000 рублей).
Затем (приблизительно с 1949 года) пошли разговоры о том, что, якобы, это яйцо не имперское творение Фаберже. Затем, в 1979 году, другие авторитеты начали утверждать, что это была работа совершенно другого ювелира, парижского Boucheron, который подражал Фаберже. Но в 1991 году под напором неопровержимых свидетельств все сомневающиеся согласились, что это яйцо действительно было пасхальным подарком Николая II его жене в 1901 году и было изготовлено Домом Фаберже специально для этой цели, официально назвав его императорским яйцом Фаберже.
Анютины глазки, васильки, ромашки, чубушник, овес и травы помещены в яйцевидную вазу из устричной эмали по гильошированному фону, наполненную мхом из зеленого золота. Ваза украшена решетчатым узором из золота и розовых бриллиантов. Ручка так же инкрустирована бриллиантами и украшена бантиками.
В счете, выданном Фаберже в 1901 году, указано: "Пасхальное яйцо, белая эмаль. Корзина с букетом полевых цветов, с 4176 бриллиантами огранки "роза" и 10 жемчужинами". В 2019 году проверка яйца сотрудниками Royal Collection Trust показала, что изначально в яйце находились десять жемчужин (в центре некоторых цветов), упомянутых в счете. Сейчас сохранились четыре жемчужины и шесть зубцов (там, где раньше были жемчужины). Бедный жемчуг не выдержал революционных потрясений.
Яйцо потеряло не только жемчуг, но и эмаль на подставке, на которой находится. Сейчас яйцо стоит на синем эмалированном постаменте, но первоначально эмаль была белой. В записке о состоянии яйца, сделанной в 1933 году, кроме того записано, что повреждена эмаль на листьях и в двух местах корзины. Не удивительно, что поврежденное и потертое яйцо было продано по дешевке.
Мозаичное яйцо
В том же, 1933 году, король Георг V в Камео-Корнер в Лондоне купил Мозаичное яйцо на день рождения своей жены, королевы Мэри. Он заплатил за него 250 фунтов стерлингов, "половину стоимости", поскольку конфискованное в 1917 году яйцо было продано Антиквариатом в 1933 году за 5000 рублей предположительно Арманду Хаммеру. Оригинал счета был уничтожен, поэтому его первоначальная стоимость неизвестна.
Императорское пасхальное яйцо с общим мозаичным узором выполнено из золота и платины, розовой и белой эмали, украшено розовыми бриллиантами, рубинами, изумрудами, топазами, сапфирами и гранатами с границами из жемчуга и более крупных бриллиантов.
Технически это одно из самых сложных и необычных императорских пасхальных яиц Фаберже. Вензель Царицы и дата 1914 установлены под лунным камнем на вершине яйца. Вензель представляет собой платиновую сетку, в которую вставлены крошечные бриллианты, рубины, топазы, сапфиры, демантоидные гранаты, жемчуг и изумруды – идеально ограненные, отполированные и калиброванные, чтобы заполнить пространство. Этот выдающийся технический подвиг тем более впечатляет, что платина не сварена, а вырезана. Пять овальных панелей вокруг центра яйца украшены стилизованным цветочным мотивом, повторяющими технику пети-пойнт. В описи конфискованных сокровищ яйцо описывается так: "1 золотое яйцо, как бы вышитое на холсте".
В яйце находится овальный сюрприз.
"Сюрприз" представляет собой медальон, написанный на слоновой кости, с портретами пятерых детей царя Николая II и царицы Александры Федоровны на одной стороне и корзиной цветов и их именами на другой, на подставке, увенчанной российской императорской короной. Внутри яйца сюрприз удерживается золотыми зажимами.
Дизайнер, Альма Терезия Пиль, взяла за основу мотив рукоделия, когда наблюдала, как свекровь работает над своей вышивкой у огня. Альма Пиль происходила из знатной семьи финских ювелиров, нанятых Фаберже. Ее дядя, Альберт Хольмстрем, взял на себя руководство мастерской своего отца Августа и был мастером, ответственным за производство этого украшенного драгоценностями яйца. И на яйце и на постаменте есть гравировка Фаберже.
Альма Терезия Пиль
12-панельное яйцо Кельха.
В счете, выданном Фаберже в 1901 году, указано: "Пасхальное яйцо, белая эмаль. Корзина с букетом полевых цветов, с 4176 бриллиантами огранки "роза" и 10 жемчужинами". В 2019 году проверка яйца сотрудниками Royal Collection Trust показала, что изначально в яйце находились десять жемчужин (в центре некоторых цветов), упомянутых в счете. Сейчас сохранились четыре жемчужины и шесть зубцов (там, где раньше были жемчужины). Бедный жемчуг не выдержал революционных потрясений.
Яйцо потеряло не только жемчуг, но и эмаль на подставке, на которой находится. Сейчас яйцо стоит на синем эмалированном постаменте, но первоначально эмаль была белой. В записке о состоянии яйца, сделанной в 1933 году, кроме того записано, что повреждена эмаль на листьях и в двух местах корзины. Не удивительно, что поврежденное и потертое яйцо было продано по дешевке.
Мозаичное яйцо
В том же, 1933 году, король Георг V в Камео-Корнер в Лондоне купил Мозаичное яйцо на день рождения своей жены, королевы Мэри. Он заплатил за него 250 фунтов стерлингов, "половину стоимости", поскольку конфискованное в 1917 году яйцо было продано Антиквариатом в 1933 году за 5000 рублей предположительно Арманду Хаммеру. Оригинал счета был уничтожен, поэтому его первоначальная стоимость неизвестна.
Императорское пасхальное яйцо с общим мозаичным узором выполнено из золота и платины, розовой и белой эмали, украшено розовыми бриллиантами, рубинами, изумрудами, топазами, сапфирами и гранатами с границами из жемчуга и более крупных бриллиантов.
Технически это одно из самых сложных и необычных императорских пасхальных яиц Фаберже. Вензель Царицы и дата 1914 установлены под лунным камнем на вершине яйца. Вензель представляет собой платиновую сетку, в которую вставлены крошечные бриллианты, рубины, топазы, сапфиры, демантоидные гранаты, жемчуг и изумруды – идеально ограненные, отполированные и калиброванные, чтобы заполнить пространство. Этот выдающийся технический подвиг тем более впечатляет, что платина не сварена, а вырезана. Пять овальных панелей вокруг центра яйца украшены стилизованным цветочным мотивом, повторяющими технику пети-пойнт. В описи конфискованных сокровищ яйцо описывается так: "1 золотое яйцо, как бы вышитое на холсте".
В яйце находится овальный сюрприз.
"Сюрприз" представляет собой медальон, написанный на слоновой кости, с портретами пятерых детей царя Николая II и царицы Александры Федоровны на одной стороне и корзиной цветов и их именами на другой, на подставке, увенчанной российской императорской короной. Внутри яйца сюрприз удерживается золотыми зажимами.
Дизайнер, Альма Терезия Пиль, взяла за основу мотив рукоделия, когда наблюдала, как свекровь работает над своей вышивкой у огня. Альма Пиль происходила из знатной семьи финских ювелиров, нанятых Фаберже. Ее дядя, Альберт Хольмстрем, взял на себя руководство мастерской своего отца Августа и был мастером, ответственным за производство этого украшенного драгоценностями яйца. И на яйце и на постаменте есть гравировка Фаберже.
2 декабря 1933 года король Георг V купил у Wartski яйцо Фаберже за 275 фунтов стерлингов и подарил его жене, королеве Мэри, на Рождество.
Это яйцо в 1899 году Александр Кельх подарил своей жене Варваре. Где-то в 1920-х годах яйцо было куплено парижской компанией A La Vieille Russie, вероятно, у самой Варвары Кельх. Вероятно, это было любимое яйцо Варвары, поскольку оно было продано последним из всех, имеющихся у нее яиц.
В 1898 году Александр Кельх заказал у Фаберже серию из семи пасхальных яиц, которые были столь же роскошными, как и те, которые были сделаны для императорской семьи. (Сам Кельх был небогат, деньги были его жены, Варвары Петровны Базановой-Кельх, вдовы его брата, наследницы семейного состояния сибирских промышленников Базановых).
Все семь яиц Кельха были изготовлены в мастерской Михаила Перхина. Это яйцо является вторым в серии и имеет инициалы жены Кельха Варвары под портретным ромбом вверху и дату 1899 года - внизу.
Яйцо Kelch 12 Panel 1899 года изготовлено из желтого золота, бриллиантов огранки "роза", портретных бриллиантов, полупрозрачной розово-зеленой эмали и непрозрачной белой эмали.
Верхняя и нижняя части яйца разделены на шесть панелей полосами матового золота, на которые наложены ряды розовых эмалевых роз с золотыми стеблями и полупрозрачными зелеными листьями. Полоса из бриллиантов огранки "роза", расположенных через определенные промежутки с розетками из дополнительных бриллиантов, окружает яйцо в самой широкой части. Каждый конец яйца украшен концентрическими кругами из бриллиантов, мотивами листьев, покрытыми золотой и зеленой эмалью, и розовой эмалью.
Подобный метод разделения панелей яйца был использован Фаберже для двух императорских пасхальных яиц. "Сюрприз", который когда-то содержался в яйце, отсутствует, его не было в яйце, когда король Георг V купил яйцо.
В посте Фаберже из Королевской коллекции Елизаветы II я писала о яйцах Фаберже из этой коллекции, но все фото пропали, и я решила создать отдельный пост об этих великолепных пасхальных яйцах. После смерти королевы Елизаветы II вся Королевская коллекция перешла под управление короля Карла III. Надо…
ru-royaljewels.livejournal.com