Сейчас все украшения называют достаточно стандартизованно. На грудь — брошь, на палец — кольцо, на шею — бусы, максимум ожерелье или колье, да и то, мало кто знает, чем они отличаются. А ведь раньше такие нюансы были важны и того, кто путает понятия посчитали бы невеждой

Ожерелье из богемского граната. Источник: langantiques.com
Исторические, но уже забытые названия украшений
Меняется мода не только на одежду, но и на аксессуары к ней, в том числе на драгоценности. Что такое тиара и диадема, наверняка, многие смогут себе представить, хотя и не каждый скажет, чем они отличаются. Но сейчас мало кто знает, что представляют собой аграф, фибула или фермуар; склаваж; кордельера; парюра; ривьера; сотуар; шатлен; эгрет. Не только в антикварных, но и в современных магазинах можно найти массу всего интересного. Так что стоит познакомиться поближе с такими названиями, и потом у вас будет шанс удивить и просветить продавца или своих знакомых.

Источник: larsgallery.com
Тиара и диадема
Изначально оба украшения являются облегченными вариантами короны. В древние времена их скорее можно было увидеть на голове представителей королевских семей на неофициальных мероприятиях. Тем не менее представительницы обеспеченных слоев общества, желая приблизиться к венценосным особам, также могли носить этот головной убор, в настоящее время такое украшение присутствует в наряде невесты, а также на многочисленных конкурсах красоты и может выступать в качестве награды.

Антикварная тиара-трансформер с бриллиантами из серебра, около 1880 г. Источник: hofer-antikschmuck.de
Обычно считается, что диадема более облегченный вариант головного украшения, который может не замыкаться и крепиться к волосам, а тиара — это настоящая корона. В некоторых источниках к тиарам даже относят драгоценные украшения, образующие полукруг, но в любом случае она должна быть одной высоты по всему периметру. Но сейчас эти правила не абсолютные и понятия могут быть взаимозаменяемы.

Портлендская антикварная тиара с сапфиром, бриллиантами и натуральным жемчугом, оправлена в серебро и золото, около 1890 г. Источник: аукционный дом Кристис christies.com
Аграф, фибула и фермуар
Все эти украшения представляют собой застежки для одежды, которые сейчас скорее назовут брошью. Первой была фибула — замысловатый, но недорогой крепеж, который изготавливался из металла и был предназначен для повсеместно распространенных плащей. Особых украшений на ней не предполагалось. Тогда как аграф, имеющий схожее предназначение — это ювелирное украшение. Он скреплял полы плаща, накидки и даже императорские мантии, а в других случаях мог выполнять роль броши.

Металлическая застежка фибула. Источник: wikipedia.org
Еще один вариант застежки, но в данном случае для других украшений — фермуар. Он выступал как основная крупная деталь украшения. В отдельных случаях фермуар (от французского «fermer», что переводится от «закрывать») служил самостоятельным украшением, как подвеска или та же брошь. Зачастую это крупный драгоценный камень в обрамлении более мелких камней, в виде подвески размещался на ленте или бархотке.

Антикварный аграф, брошь из стразов и серебра, около 1895 г. Источник: hofer-antikschmuck.de
Склаваж
Склаваж — это также вариант броши, имеющая форму банта и крепящаяся на бархатную ленту, которая украшала женскую шею. Название пошло от схожести с невольничьими оковами, так как украшение надевали высоко, под самое горло и оно плотно облегало шею. Сам бант исполнялся из ткани с декором из золота либо платины с россыпью драгоценных камней. В настоящее время этот вид украшения активно возвращается в коллекции модных кутюрье.

Бант-склаваж и Портбукет на двух цветных монетах в специальном исполнении, 2017 г., Алмазный фонд России. Источник: imperial-mag.ru
Кордельера
По сути, это прообраз монашеского пояса. Драгоценные нити, которые крепились к плечам, стали модными во второй половине XIX века, чуть позже нити стали крепить у пояса. На эту конструкцию модно было подвешивать флаконы духов. Размер мог быть разным, от плечей до самого пола. Исполнение было из золота или жемчуга, а украшали кордельеру драгоценными камнями и цветными эмалями.

Императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая I. Источник: moyarozochka.livejournal.com
Парюра
Это не просто одно украшение, это целый комплект в одном стиле. Обычно входит от шести предметов и более: ожерелье, браслеты кольца и даже пуговицы. Это была исключительно статусная вещь, так как столько драгоценных предметов одновременно могли себе позволить только представители знати. Парюра была ценным подарком для нареченной, а впоследствии она выступала весьма дорогой фамильной реликвией и переходила по наследству.

Парюра — комплект украшений в одном стиле. Источник: info.zoloto-pokupka.ru
Ривьера
В данном случае это не конкретное украшение, а принцип соединения камней. В переводе с французского «riviere» — это «река», то есть это ряд одинаковых камней, которые соединены единой нитью, что создает впечатление струи воды. Оправа исполнялась максимально незаметной. Часто такие «нити» красовались на шее или запястье царственных особ.

Ожерелье «Бриллиантовая ривьера», 108 бриллиантов бриллиантовой и 18-каратное белое золото. Источник: langantiques.com
Сотуар
Такое украшение было практически обязательным для светских дам в начале прошлого века. Представляло собой оно длинное ожерелье: на драгоценной цепи крепились звенья драгоценных камней. Другой разновидностью сотуара выступает цепь с роскошно украшенным кулоном. Все это направлено было на то, чтобы в самом выгодном свете представить крупные и редкие камни. Стандартным оформлением такого украшения выступала кисть из кабошонов. Часто такая цепь из драгоценных камней или жемчуга подчеркивала обнаженную спину богатых представительниц знати на вечерних приемах.

Источник: artchive.ru
Шатлен
Этот вид украшений использовали и мужчины, и женщины, выступая удобным аналогом несессера. На множестве цепочек крепилось все, что было необходимо его владельцу: ключи, часы, ножницы, а то и вовсе медальон с портретом любимого человека. Сам крепеж мог богато декорироваться камнями и эмалью, в него могли монтироваться часы, в этом случае это была дорогая статусная вещь, которую выставляли напоказ. В других случаях это были функциональные аксессуары, для того чтобы у его владельца все было под рукой, к примеру, у профессиональной швеи или медсестры.

Женский шатлен. Источник: veryimportantlot.com
Эгрет
Некогда исключительно мужское украшение для шляпы со временем стало и женским тоже как украшение для шляпки или даже прически. Такими заколками крепили плюмажи и оформляли тюрбаны, в том числе для закрепления ткани. Основой часто служил большой драгоценный камень, который оформляли перьями. Позже эргет мог крепить к наряду букет цветов, в таком случае это носило название «порт-букет». В XX веке эгрет стал одним из элементов стиля ар-деко.

Источник: flectone.ru
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком и оставьте свой комментарий, а чтобы не пропустить новые интересные истории, подпишитесь на наш канал!
Спасибо за внимание!