Подумал, и решил опубликовать здесь, в связи с этим, немного исторической информации, в том числе несколько документов, относящихся, по большей части (пока), к истории советской школы.
Наверняка не все с ними знакомы. А они, на мой взгляд, помогают задуматься в нужную сторону.
Отдельно отмечу – я вовсе не считаю, что в образовании советского периода все было образцовым и замечательным. В нем были большие достижения и положительные стороны, на которые стоит ориентироваться и сегодня. Были и отрицательные - от критики оно не свободно.
Очевидно одно – нам стоит лучше знать и глубже понимать этот опыт (как и дореволюционный!), чтобы использовать лучшую его часть.
Это не предполагает простого бездумного копирования – массовое образование всегда связано с потребностями конкретного времени и историческими обстоятельствами.
Это предполагает лишь вдумчивое отношение к опыту прошлого, к его достижениям и недостаткам, и опору на него – с учетом всех особенностей и потребностей нашего времени.
#Образование #ИсторияОбразования
Несколько пояснений к документу, который приводится ниже:
До 1943 года в советских школах бытовали разные правила поведения учащихся. Они могли меняться от школы к школе. В 1943 году единые правила впервые были введены на общегосударственном уровне.
Это происходило в ходе школьной реформы, проводившейся в самый разгар Великой Отечественной войны – в 1943/44 учебном году.
Тогда же было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 году была повсеместно введена пятибалльная система школьных оценок. С 1944/45 года возраст начала обязательного школьного обучения был понижен с 8 до 7 лет. Несмотря на трудности военного/послевоенного времени, учителям была повышена зарплата.
О необходимости укрепления порядка и дисциплины в школе, поднятия ее бытовой культуры, речь шла на государственном уровне еще до официального введения правил.
К примеру, в феврале 1943 года, выступая перед учителями Москвы, нарком просвещения Владимир Потемкин говорил:
«Пусть установится известное единство требований, предъявляемых к учащимся. Побольше требовательности, поменьше интеллигентского либерализма, конец системе упрашивания и уговаривания учеников! Нужно уметь приказывать ученику, а когда требуется, и наказывать строптивого и нарушителя порядка… Мы обязаны возможно выше поднять в школе авторитет учителя… Учитель должен подавать учащимся живой пример опрятности, собранности, внешней и внутренней культурности».
Подготовка текста правил поведения 1943 года велась с середины 1930-х годов. Значительную роль в этом, наряду с Народным комиссариатом просвещения, сыграл Андрей Жданов – он редактировал текст и вовлекал в дискуссию высшее партийное руководство.
Документ во многом напоминает дореволюционные «Правила для учащихся гимназий и прогимназий» (1874). Это не случайно – Жданов был знаком с этим текстом и рассматривал его в качестве образца для работы над советскими правилами.
Текст правил рекомендовалось вывешивать в школах, печатать в ученических билетах, активно использовать в воспитательной работе, в том числу обсуждать его положения на классных часах.
Кстати, обратите особое внимание на «домашнюю» часть правил, в том числе про уважение к родителям и про заботу о младших в семье.
Интересный документ. Заставляет о многом задуматься.
#Образование #ИсторияОбразования
И сам документ:
===
ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Утверждены постановлением СНК РСФСР
2 августа 1943 г.
Каждый учащийся обязан:
1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы советской Родине.
2. Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе.
3. Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей.
4. Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить все необходимое для урока.
5. Являться в школу чистым, причесанным и опрятно одетым.
6. Содержать в чистоте и порядке свое место в классе.
7. Немедленно после звонка входить в класс и занимать свое место. Входить в класс и выходить из класса во время урока только с разрешения учителя.
8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не разговаривать и не заниматься посторонними делами.
9. При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая с места.
10. При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос поднимать руку.
11. Точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому.
12. Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.
13. Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах.
14. Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги и вещи.
15. Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей.
16. Быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь.
17. Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сестрах.
18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель.
19. Иметь при себе ученический билет, бережно его хранить, не передавать другим и предъявлять по требованию директора и учителей школы.
20. Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной.
За нарушение правил учащийся подлежит наказанию, вплоть до исключения из школы.
#Образование #ИсторияОбразования
Телеграмм канал
ПАРФЕНТЬЕВ. КЛУБ