Старые фильмы и песни о главном | Страница 11 | Форум "Жизнь по-королевски"
  • Дамы и господа!
    Если при регистрации вы не получили письмо для подтверждения по e-mail, проверьте папку СПАМ - вероятней всего, письмо там.
    Если и там нет письма, пишите мне на newsroyals@ya.ru

    С уважением, ROYALS

  • Дамы и господа!
    Обо всех неполадках на форуме сообщайте в теме Технические вопросы и проблемы форума".
    По электронной почте newsroyals@ya.ru или мне в личные сообщения

    С уважением, ROYALS

  • Миледи!
    Пожалуйста, тексты с Дзен-каналов копируйте в теме целиком, можно под спойлер, внизу ставьте ссылку.
    Причина: каналы часто блокируются и авторы вынуждены удалять свои статьи, чтобы их разблокировали, поэтому через месяц по вашей ссылке может быть ошибка 404. А так хоть на нашем форуме текст сохранится.

    С уважением, ROYALS.

Старые фильмы и песни о главном

Включила сегодня передачу " Привет,Андрей", потому что в ней снимались сестры Мироновы,мои соседки по кварталу,постоянно встречаю их на улице и в магазинах.
В результате посмотрела всю передачу,посвященную песням из советских фильмов,и обрыдалась от нахлынувших чувств и воспоминаний.
Какой же высокий уровень культуры задавал Советский Союз!
Каждая песня- маленький психологический этюд, проникает прямо в сердце!
Я тоже смотрела. 066 Как-то с взрослением прониклась к тем фильмам, из которых сегодня песни прозвучали. Люблю их пересматривать.
 
Я тоже смотрела. 066 Как-то с взрослением прониклась к тем фильмам, из которых сегодня песни прозвучали. Люблю их пересматривать.
С возрастом вообще вкусы меняются)) я где-то год назад заметила, что с удовольствием слушаю классику. Ну, то есть я и раньше понимала всю красоту и гармоничность классических произведений. Но головой. А теперь вполне себе через душой слушаю))
 
Девочки, как же хорошо! На какой замечательно добрый сериалец я наткнулась. Очень поспособствовал рассеиванию душевной пасмурности. Так и набрала в поисковой строке - что-нибудь милое, доброе, смешное и немного про любовь. И выскочила "Любовь не картошка". Про нашу еще оставшуюся в небольших количествах русскую деревню. Никакой злой сатиры, но много любви и легкого подтрунивания. А какие замечательные актеры! Александр Михайлов. Валентина Теличкина. Мария Яковлева. Таисия Вилкова в роли замороженной принцессы. Совсем юный наш "последний богатырь" Виктор Хориняк.
Какая дивная природа. Просто иллюстрация слов "как упоительны в России вечера".
И немного в нашу тему.;) "Видала британского принца Чарльза? Лопоухий как Чебурашка! Но богаааат!"
Рекомендую к просмотру. А меня сегодня ждите только к вечеру. Картошка - не картошка, но времени требует:)
Леди Крошечка, спасибо за рекомендацию. Помнила о ней, а тут так надоела наша действительность, захотелось чего то светлого и радостного. Пока правда две серии посмотрела, но так настроение поднялось и природа наша прекрасна и люди.
 
Леди Крошечка, спасибо за рекомендацию. Помнила о ней, а тут так надоела наша действительность, захотелось чего то светлого и радостного. Пока правда две серии посмотрела, но так настроение поднялось и природа наша прекрасна и люди.
Да, дорогая леди @Фрося. Очень светлый сериал. И так здорово отвлекает, развлекает и проясняет душевную пасмурность 066
 
Неожиданное открытие. Фильмы с полок.





PS Необычно для кинематографа советского периода. Если кратко - непростая простота.
 
Из серии "Фильмы с полок"





PS Можно сказать, что Светлану Дружинину для себя я открыла после просмотра этого фильма. Эта очаровательная и поистине красивая женщина оказалась таким глубоким художником. Конечно, мнения о фильме различаются: кому-то он показался неудачным, поскольку идет сравнение с романом Каверина, по которому и поставлен фильм. Каждый вправе сам определять свое отношение как к постановке, так и к актерскому составу. Но, я думаю, не лишним будет "ворваться в жизнь персонажей, узнать их мысли, поступки, прошлое и настоящее".
Леди, приятного просмотра
 
Из серии "Фильмы с полок"





PS Можно сказать, что Светлану Дружинину для себя я открыла после просмотра этого фильма. Эта очаровательная и поистине красивая женщина оказалась таким глубоким художником. Конечно, мнения о фильме различаются: кому-то он показался неудачным, поскольку идет сравнение с романом Каверина, по которому и поставлен фильм. Каждый вправе сам определять свое отношение как к постановке, так и к актерскому составу. Но, я думаю, не лишним будет "ворваться в жизнь персонажей, узнать их мысли, поступки, прошлое и настоящее".
Леди, приятного просмотра

Какие артисты все молоденькиееее , а многих уже и нет.
 
вц.jpg
Вчера Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. Я не знаю в чем феномен этого безголосого, в общем-то, мальчика, но его песни актуальны и до сих пор. Может, потому, что пел сердцем, а писал душой? Поэтому, каждый в его странных текстах находит что-то свое?

Начинается новый день,
И машины туда-сюда.
Раз уж солнцу вставать не лень,
И для нас, значит, ерунда.
Муравейник живёт:
Кто-то лапку сломал – не в счёт,
А до свадьбы заживёт,
А помрёт – так помрёт.

Я не люблю, когда мне врут.
Но от правды я тоже устал.
Я пытался найти приют,
Говорят, что плохо искал.
Я не знаю, каков процент
Сумасшедших на данный час,
Но если верить глазам и ушам, –
Больше в несколько раз.

И мы могли бы вести войну
Против тех, кто против нас,
Так как те, кто против тех, кто против нас,
Не справляются с ними без нас.
Наше будущее – туман.
В нашем прошлом – то ад, то рай.
Наши деньги не лезут в карман.
Вот и утро – вставай.
 
Уверена,это был красивый и очень грустный роман,и можете закидать меня тапками...



 

Вложения

  • 60F6D904-D1D6-416A-9438-CE04766FDA40.jpeg
    60F6D904-D1D6-416A-9438-CE04766FDA40.jpeg
    31,9 КБ · Просмотры: 16
  • 450x665_0xac120003_3626063891579607770 (1).jpg
    450x665_0xac120003_3626063891579607770 (1).jpg
    301,2 КБ · Просмотры: 16
Последнее редактирование:
Оказывается,настоящая история ещё печальнее,чем песня...
.

И любит девушку из Нагасаки..."​

3 дня назад
3,4K прочитали



Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


На самом деле мичман "Волёдя" свою девушку Така из Нагасаки не любил, она была всего лишь навсего его мусумэ - "контрактной женой". Да и брак с ней случился по необходимости, чтоб клин клином выбить, преодолеть тоску по своей несостоявшейся невесте, не сойти с ума или не спиться в далеком плавании. Сослуживцы мичмана сами заключали на рейдах в японских водах и ему рекомендовали заключить такой, так называемый, легальный "контрактный брак для моряков" на несколько месяцев. И об этом коммерческом браке потом можно было и не вспоминать, и не упоминать в разговорах, и не рассказывать своей будущей (настоящей) жене.
Мичман "Волёдя" был очень изнеженным и избалованным, утонченным, болезненным юношей, не приспособленным к бытовым трудностям, непонятно, как он с такой тонкой душевной организацией вообще угодил на флот, поэтому он поддался искушению и заключил этот брак всего за 40 йен в порту Нагасаки, в апреле 1892 года, где его фрегат "Память Азова" стоял на рейде в ожидании царственной персоны. Еще за 20 йен они с мусумэ сняли малюсенький домик и были вполне счастливы. Така Хидесима, так звали мусумэ, прекрасно знала свои обязанности - окружала мужа добротой и лаской, заботой и вниманием, убирала дом, стирала, готовила, обеспечивала продуктами, вела с ним несложные беседы, веселила и развлекала мужа, делила с ним постель. "У ней такая маленькая грудь, и губы, губы алые, как маки...". Да в сексе жены-мусумэ были гораздо более раскованные и страстные, чем европейские женщины. Естественно все услуги за его счет, любой каприз - за его же деньги. В его обязанности входило только приносить себя домой со службы, отдавать ей оговоренную сумму и по возможности не изменять своей масумэ, иначе контракт был бы расторгнут со скандалом и с огромными неустойками. Владимир прекрасно знал от друзей цену этому браку, как только он отправится в плавание, контракт закончится, а бывшая мусумэ заключит контракт с другим временным мужем и будет переходить из рук в руки, как эстафетная палочка, зарабатывая себе деньги на жизнь или на настоящий брак с японцем.
Как бы там ни было, а молодому мичману Владимиру , такой коммерческий брак помог пережить горечь потери невесты и частично избавиться от тоски по бывшей своей суженой Марии Федоровне Юрковской. Забыть ее навсегда вряд ли получилось бы, ведь это была чуть ли ни первая его любовь. Он помнил тот день и час, когда 16-ти или 17-летним увидел свою 14-15-летнюю утонченную и нежную, но в то же время бойкую и жизнерадостную, с озорными глазами и рыже-каштановыми волосами, неземной красоты Машеньку. Девушка уже окончила гимназию и драматическую школу, училась в консерватории. А Володя, окончив частную гимназию, уже готовился к выпуску из Морского Училища (ныне Морской институт) в Петербурге, в звании мичмана. Совсем юные они поверяли друг другу свои душевные тайны и мечты, парили в облаках любви, все было волшебно. Володя сделал ей предложение и даже получил согласие. Но внезапно Машенька пропала, а Володя узнал, что она без всяких объяснений, забыв об обязательствах перед ним и не считая нужным оправдываться, вышла замуж за действительного статского советника, инспектора Московско-Курской и Муромской железных дорог, главного контролёра Московского железнодорожного узла Андрея Желябужского, который был на 18 лет старше ее и уже успел себе сделать прекрасную карьеру, и имел неплохое состояние от родителей. Действительно, а зачем ей 17-летний мальчишка-мичман, которому и до лейтенанта-то служить еще лет пять, когда вокруг нее вился рой женихов - актеров, художников (которые даже ее рисовали), литераторов, писателей, поэтов. Да и материальное положение ее родителей было весьма расшатано.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


актриса Мария Федоровна Андреева.
Забегая вперед следует сказать, что родив двоих детей, Мария Федоровна ушла от мужа, продолжая совместно проживать в одном доме. Играла в театре под именем Мария Андреева. При этом она увлеклась идеями социал-демократов и попала под влияние марксиста-вольнодумца Петра Карасика. Затем или параллельно у нее разгорелся бурный и страстный, скандальный роман с женатым миллионером Саввой Морозовым, хотя отношения с Морозовым носили несколько меркантильный характер, она вымогала у него деньги на развитие театра и на революционные эксперименты ее друзей. Познакомившись в 1904 г в Севастополе с писателем Максимом Горьким, она прожила с ним 17 лет гражданским браком. Однако жизнь Андреевой это отдельный роман.
А мы остановились на том, что Мария Федоровна сбежала от своего жениха мичмана Владимира без всяких объяснений и вышла замуж.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Читатели, наверное, уже догадались, что мичман - это Владимир Дмитриевич Менделеев, старший сын от первого брака великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева и Феозвы Никитичны Лещевой. Владимир сначала воспитывался под руководством отца и матери, потом они с младшей сестрой посещали местную школу и гимнастический кружок, а затем, переехав в Петербург, Владимир Дмитриевич в 13 лет готовился в частной гимназии к поступлению в Морское училище, в которое благополучно поступил и выпустился в 1884 году в звании мичмана. С 1884 по 1890 гг. Владимир Менделеев ходил на разных кораблях во внутренних водах. И как раз в перерывах между походами у Владимира Менделеева случилась несчстная любовь с Марией Юрковской-Андреевой, он не знал, как пережить разрыв с ней. Но на помощь пришел его именитый отец Дмитрий Иванович Менделеев, сам переживший в ранней молодости разрыв помолвки с возвратом обручального кольца, затем два брака и, понимая масштабы трагедии, он поспособствовал тому, чтобы сына отправили в дальнюю экспедицию на фрегате "Память Азова", которую предпринял цесаревич Николай Александрович Романов (будущий император Николай II), он отправлялся в морское путешествие с посещением Греции, Египта, Индии, Цейлона, Сайгона, Гонконга и далее до конечной точки – Японии.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Дмитрий Иванович Менделеев.

С 12 мая 1890 года Владимир Менделеев был отправлен в заграничное плавание на этом фрегате "Память Азова" в команде цесаревича на 4 долгих года. Во время службы на фрегате Владимир Менделеев был повышен в звании до лейтенанта в 1891 году.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


В Оцу.
В экспедиции произошла невероятная трагедия. 11 мая 1891 года неподалеку от Киото, в городе Оцу на цесаревича Николая Александровича Романова было совершено покушение. Полицейский Санзоу Цуда, стоявший в уличном оцеплении, ни с того, ни с сего вдруг ударил саблей Николая Александровича. В итоге цесаревич был ранен. Санзоу сразу же задержали. Событие было названо "Оцу-дзикен", вызвало панику в правительстве, скандал едва удалось погасить путем дипломатических переговоров. Представителям русского правительства разрешили сфотографировать место преступления, и как раз на другой день в составе русской делегации на место преступления прибыли два офицера, два матроса и переводчик. В составе фотографов был и Владимир Дмитриевич Менделеев, с которым отец еще с детства серьезно занимался фотографией. Фото хранятся в архивах.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


фрегат Память Азова, каюта.
Далее цесаревич отправился в Шанхай, а фрегат встал на рейде в Нагасаки, чтобы потом вернуться за Романовым, где и произошла вышеописанная история "контрактного брака" Владимира Менделеева и Таки Хидесима. Они познакомились приблизительно в апреле 1891 года, а поженились приблизительно в апреле 1892. Владимир знал английский язык, так как с детства воспитывался с английской няней, и немного японский из-за склонности к языкам. А Така выучила по-русски только "лублу" и "Волёдя". Приблизительно в конце июля 1892 г. фрегат отправился в Россию, а Владимир, как он предполагал, навсегда распрощался со своей контрактной женой, передав ее фактически с рук на руки другому офицеру.
Но не тут-то было. Така оказалась беременной, причем она сама не знала, от кого у нее должен был родиться ребенок, столько у нее сменилось мужей. Хотя по контракту она имела право оставлять ребенка только с согласия отца. И она стала с помощью переводчика забрасывать Владимира письмами, которые он то ли не получал, то ли не хотел на них отвечать.
И вот 27 января 1893 года у Така рождается дочь, которую Така назвала Офудзи в честь Фудзиямы. А приставка "О" это приставка, присущая женскому роду. Далее Таку начинают посещать русские моряки, якобы в знак признательности и помогая деньгами, видимо она их тоже когда-то обслуживала. Моряки или офицеры находят, что Офудзи очень похожа на Владимира Менделеева. И по срокам как бы совпадает, ведь недаром говорят, что "первоапрельская шутка заканчивается новогодним сюрпризом", и здесь 25 апреля 1892 г и 27 января 1893 г. Мусумэ очень обрадовалась. Тогда-то Така и решила написать Владимиру Менделееву письмо, дабы слупить с него денег. А он сдуру повелся, и видимо ответил. Но удивительно, что когда Владимир уходил в обратное плавание в июле (25), Така ему ничего не сказала, хотя знала о своей беременности. Потом в письме она рассказывает, что у нее болела мама и умерла за день до рождения внучки.
Существует два письма от Така - одно Владимиру, другое его отцу Дмитрию Менделееву. В письме к Владимиру она повествует о дате рождения дочери - конец января 1893. О болезни и смерти своей мамы. Но все письмо сводится после каждого предложения к тому, что у нее совсем нет денег, а счета огромные, приходят русские мореплаватели и ей одалживают небольшие суммы. И она все время просит у Менделеева денег. Про любовь там ни одного слова. Есть какие-то дежурные фразы, что она ему якобы сейчас не изменяет, тем более, с дочкой на руках. Но вероятно это дописал ее переводчик-помощник для пущей важности. А вдруг сработает?
Похоже с Владимиром этот фокус не сработал. Нервы сдали у его отца - Дмитрия Ивановича, по воспоминаниям его дочери Ольги, ученый послал Така что-то около 49 йен, примерно столько же, сколько стоил брак. Потом дочь Менделеева вспоминает, что то ли более писем не было, то ли он больше не высылал. По словам сестры Володи, Така и ее дочь Офудзи погибли при японском землетрясении в 1923 году. Но исследователи зачем-то надеются найти какие-то корни японских родственников Менделеева.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Варвара Кирилловна Лемох - жена Владимира Менделеева, работа Крамского.

А что ж Володя Менделеев? "И забыв о тайном браке, всюду ласки расточая..." В 1894 г. Владимир Дмитриевич Менделеев прибыл в Россию, затем, как положено, списался на берег. В Петербурге он встретил девушку Вареньку Лемох, дочь академика живописи, одного из учредителей Товарищества передвижных выставок Кирилла Викентьевича Лемоха, полюбил и женился на ней в 1896 году. У пары в 1897 г родился сын Дмитрий, в котором все души не чаяли. А в 1898 г. Владимир Менделеев вышел в отставку и занял место инспектора по мореходному образованию при Министерстве финансов. А также Владимир написал научный труд - «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива». Но не успел его закончить, так как «сухопутная» жизнь Владимира Дмитриевича Менделеева была совсем недолгой. В декабре 1898 г. Владимир заболел инфлуэнцией (гриппом), а так как здоровья он был слабого, то через неделю умер.
Дмитрий Иванович Менделеев тяжело переживал утрату своего любимого старшего сына Владимира, как он считал, его надежды и опоры, ученый подготовил к печати неоконченный труд Владимира. Еще Дмитрий Иванович безуспешно добивался опеки над внуком - Дмитрием Владимировичем, но в этом вопросе победил второй дед - академик Лемох, но ему это счастья не принесло, ребенок, к сожалению, скончался в возрасте 3-х лет в 1900 году. Жена Владимира - Варвара Кирилловна Лемох-Менделеева дожила до 1943 года, более замуж она не выходила, скончалась в возрасте 67 лет.
О жизни Владимира Менделеева оставила свои очень теплые воспоминания его сестра Ольга.
Алена Ли.



 
Мой отец чеченец и мама чеченка. Отец прожил 106 лет и женился 11 раз.

Вторым браком он женился на еврейке, одесситке Софье Михайловне. Её и только её я всегда называю мамой. Она звала меня Мойше.


-Мойше, - говорила она, - я в ссылку поехала только из-за тебя. Мне тебя жалко.
Это когда всех чеченцев переселили В Среднюю Азию. Мы жили во Фрунзе. Я проводил все дни с мальчишками во дворе.
-Мойше! - кричала она. - Иди сюда.
-Что, мама?
-Иди сюда, я тебе скажу, почему ты такой худой. Потому что ты никогда не видишь дно тарелки. Иди скушай суп до конца. И потом пойдёшь.
-Хорошая смесь у Мойши, - говорили во дворе, - мама - жидовка, отец - гитлеровец.

Ссыльных чеченцев там считали фашистами. Мама сама не ела, а все отдавала мне. Она ходила в гости к своим знакомым одесситам,
Фире Марковне, Майе Исаaковне - они жили побогаче, чем мы, - и приносила мне кусочек струделя или еще что-нибудь.
-Мойше, это тебе.
-Мама, а ты ела?
-Я не хочу.

Я стал вести на мясокомбинате кружок, учил танцевать бальные и западные танцы. За это я получал мешок лошадиных костей. Мама сдирала с них кусочки мяса и делала котлеты напополам с хлебом, а кости шли на бульoн. Ночью я выбрасывал кости подальше от дома, чтобы не знали, что это наши. Она умела из ничего приготовить вкусный обед. Когда я стал много зарабатывать, она готовила куриные шейки, цимес, она приготовляла селёдку так, что можно было сойти с ума. Мои друзья по Киргизскому театру оперы и балета до сих пор вспоминают: "Миша! Как ваша мама кормила нас всех!"

Но сначала мы жили очень бедно. Мама говорила: "Завтра мы идём на свадьбу к Меломедам. Там мы покушаем гефилте фиш, гусиные шкварки. У нас дома этого нет. Только не стесняйся, кушай побольше".

Я уже хорошо танцевал и пел "Варнечкес". Это была любимая песня мамы. Она слушала ее, как Гимн Советского Союза. И Тамару Ханум любила за то, что та пела "Варнечкес".

Мама говорила: "На свадьбе тебя попросят станцевать. Станцуй, потом отдохни, потом спой. Когда будешь петь, не верти шеей. Ты не жираф. Не смотри на всех. Стань против меня и пой для своей мамочки, остальные будут слушать".
Я видел на свадьбе ребе, жениха и невесту под хупой. Потом все садились за стол. Играла музыка и начинались танцы-шманцы. Мамочка говорила: "Сейчас Мойше будет танцевать". Я танцевал раз пять-шесть. Потом она говорила: "Мойше, а теперь пой". Я становился против неё и начинал: "Вы немт мен, ву немт мен, ву немт мен?.." Мама говорила: "Видите какой это талант!" А ей говорили: "Спасибо вам, Софья Михайловна,что вы правильно воспитали одного еврейского мальчика. Другие ведь как русские - ничего не знают по-еврейски.

Была моей мачехой и цыганка. Она научила меня гадать, воровать на базаре. Я очень хорошо умел воровать. Она говорила: "Жиденок, иди сюда, петь будем".

Меня приняли в труппу Киргизского театра оперы и балета. Мама посещала все мои спектакли.
Мама спросила меня:
-Мойше, скажи мне: русские -это народ?
-Да, мама.
-А испанцы тоже народ?
-Народ, мама.
-А индусы?
-Да.
-А евреи - не народ?
-Почему, мама, тоже народ.
-А если это народ , то почему ты не танцуешь еврейский танец? В "Евгении Онегине" ты танцуешь русский танец, в "Лакме" - индусский.
-Мама, кто мне покажет еврейский танец?
-Я тебе покажу.
Она была очень грузная, весила, наверно, 150 килограммов.
-Как ты покажешь?
-Руками.
-А ногами?
-Сам придумаешь.

Она напевала и показывала мне "Фрейлехс", его ещё называют "Семь сорок". В 7.40 отходил поезд из Одессы на Кишинёв. И на вокзале все плясали. Я почитал Шолом-Алейхема и сделал себе танец "А юнгер шнайдер". Костюм был сделан как бы из обрезков материала, которые остаются у портного. Брюки короткие, зад - из другого материала. Я всё это обыграл в танце. Этот танец стал у меня бисовкой. На "бис" я повторял его по три-четыре раза.

Мама говорила: "Деточка, ты думаешь, я хочу, чтоб ты танцевал еврейский танец, потому что я еврейка? Нет. Евреи будут говорить о тебе: вы видели, как он танцует бразильский танец? Или испанский танец? О еврейском они не скажут. Но любить тебя они будут за еврейский танец".
В белорусских городах в те годы, когда не очень поощрялось еврейское искусство, зрители-евреи спрашивали меня: "Как вам разрешили еврейский танец?". Я отвечал: "Я сам себе разрешил".

У мамы было своё место в театре. Там говорили: "Здесь сидит Мишина мама". Мама спрашивает меня:
-Мойше, ты танцуешь лучше всех, тебе больше всех хлопают, а почему всем носят цветы, а тебе не носят?
-Мама, - говорю, - у нас нет родственников.
-А разве это не народ носит?
-Нет. Родственники.
Потом я прихожу домой. У нас была одна комнатка, железная кровать стояла против двери. Вижу, мама с головой под кроватью и что-то там шурует. Я говорю:
-Мама, вылезай немедленно, я достану, что тебе надо.
-Мойше, - говорит она из под кровати. - Я вижу твои ноги, так вот, сделай так, чтоб я их не видела. Выйди.
Я отошел, но все видел. Она вытянула мешок, из него вынула заштопанный старый валенок, из него - тряпку, в тряпке была пачка денег, перевязанная бичевкой.
-Мама, - говорю, - откуда у нас такие деньги?
-Сыночек, я собрала, чтоб тебе не пришлось бегать и искать, на что похоронить мамочку. Ладно похоронят и так.
Вечером я танцую в "Раймонде" Абдурахмана. В первом акте я влетаю на сцену в шикарной накидке, в золоте, в чалме. Раймонда играет на лютне. Мы встречаемся глазами. Зачарованно смотрим друг на друга. Идёт занавес. Я фактически ещё не танцевал, только выскочил на сцену. После первого акта администратор подает мне раскошный букет. Цветы передавали администратору и говорили, кому вручить. После второго акта мне опять дают букет. После третьего - тоже. Я уже понял, что все это- мамочка. Спектакль шёл в четырёх актах. Значит и после четвёртого будут цветы. Я отдал администратору все три букета и попросил в финале подать мне сразу четыре. Он так и сделал. В театре говорили: подумайте, Эсамбаева забросали цветами.
На другой день мамочка убрала увядшие цветы, получилось три букета, потом два, потом один. Потом она снова покупала цветы.
Как-то мама заболела и лежала. А мне дают цветы. Я приношу цветы домой и говорю:
-Мама, зачем ты вставала? Тебе надо лежать.
-Мойше, - говорит она. -Я не вставала. Я не могу встать.
-Откуда же цветы?
-Люди поняли, что ты заслуживаешь цветы. Теперь они тебе носят сами.

Я стал ведущим артистом театра Киргизии, получил там все награды. Я люблю Киргизию, как свою Родину. Ко мне там отнеслись, как к родному человеку.
Незадолго до смерти Сталина мама от своей подруги Эсфирь Марковны узнала, что готовится выселение всех евреев. Она пришла домой и говорит мне:
-Ну, Мойше, как чеченцев нас выслали сюда, как евреев нас выселяют ещё дальше. Там уже строят бараки.
-Мама, - говорю, - мы с тобой уже научились ездить. Куда вышлют, туда поедем, главное - нам быть вместе. Я тебя не оставлю.
Когда умер Сталин, она сказала: "Теперь будет лучше".

Она хотела, чтобы я женился на еврейке, дочке одессита Пахмана. А я ухаживал за армянкой. Мама говорила: "Скажи, Мойше, она тебя кормит?" (Это было ещё в годы войны).
-Нет, - говорю, - не кормит.
-А вот если бы ты ухаживал за дочкой Пахмана...
-Мамa, у неё худые ноги.
-А лицо какое красивое, а волосы... Подумаешь, ноги ему нужны.
Когда я женился на Нине, то не могу сказать, что между ней и мамой возникла дружба.
Я начал преподавать танцы в училище МВД, появились деньги. Я купил маме золотые часики с цепочкой, а Нине купил белые металлические часы. Жена говорит:
-Маме ты купил с золотой цепочкой вместо того, чтоб купить их мне, я молодая, а мама могла бы и простые носить.
-Нина, - говорю, - как тебе не стыдно. Что хорошего мама видела в этой жизни? Пусть хоть порадуется, что у неё есть такие часы.
Они перестали разговаривать, но никогда друг с другом не ругались. Один раз только, когда Нина, подметя пол, вышла с мусором, мама сказала: "Между прочим, Мойше, ты мог бы жениться лучше". Это единственное, что она сказала в её адрес.

У меня родилась дочь. Мама брала её на руки, клала между своих больших грудей, ласкала. Дочь очень любила бабушку. Потом Нина с мамой сами разобрались. И мама мне говорит: "Мойше, я вот смотрю за Ниной, она таки неплохая. И то, что ты не женился на дочке Пахмана, тоже хорошо, она избалованная. Она бы за тобой не смогла все так делать". Они с Ниной стали жить дружно.

Отец за это время уже сменил нескольких жён. Жил он недалеко от нас. Мама говорит: "Мойше, твой отец привёл новую никэйву. Пойди посмотри." Я шёл.
-Мама, - говорю, - она такая страшная!
-Так ему и надо.

Умерла она, когда ей был 91 год. Случилось это так. У неё была сестра Мира. Жила она в Вильнюсе. Приехала к нам во Фрунзе. Стала приглашать маму погостить у неё: "Софа, приезжай. Миша уже семейный человек. Он не пропадёт. месяц-другой без тебя". Как я её отговаривал: "Там же другой климат. В твоём возрасте нельзя!" Она говорит:"Мойше, я погощу немного и вернусь". Она поехала и больше уже не приехала.

Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять.



Махмуд Эсамбаев "Еврейский портняжка" отрывок.
 
Назад
Верх Низ