Старые фильмы и песни о главном | Страница 12 | Форум "Жизнь по-королевски"
  • Дамы и господа!
    Если при регистрации вы не получили письмо для подтверждения по e-mail, проверьте папку СПАМ - вероятней всего, письмо там.
    Если и там нет письма, пишите мне на newsroyals@ya.ru

    С уважением, ROYALS

  • Дамы и господа!
    Обо всех неполадках на форуме сообщайте в теме Технические вопросы и проблемы форума".
    По электронной почте newsroyals@ya.ru или мне в личные сообщения

    С уважением, ROYALS

  • Миледи!
    Пожалуйста, тексты с Дзен-каналов копируйте в теме целиком, можно под спойлер, внизу ставьте ссылку.
    Причина: каналы часто блокируются и авторы вынуждены удалять свои статьи, чтобы их разблокировали, поэтому через месяц по вашей ссылке может быть ошибка 404. А так хоть на нашем форуме текст сохранится.

    С уважением, ROYALS.

Старые фильмы и песни о главном

Мой отец чеченец и мама чеченка. Отец прожил 106 лет и женился 11 раз.

Вторым браком он женился на еврейке, одесситке Софье Михайловне. Её и только её я всегда называю мамой. Она звала меня Мойше.


-Мойше, - говорила она, - я в ссылку поехала только из-за тебя. Мне тебя жалко.
Это когда всех чеченцев переселили В Среднюю Азию. Мы жили во Фрунзе. Я проводил все дни с мальчишками во дворе.
-Мойше! - кричала она. - Иди сюда.
-Что, мама?
-Иди сюда, я тебе скажу, почему ты такой худой. Потому что ты никогда не видишь дно тарелки. Иди скушай суп до конца. И потом пойдёшь.
-Хорошая смесь у Мойши, - говорили во дворе, - мама - жидовка, отец - гитлеровец.

Ссыльных чеченцев там считали фашистами. Мама сама не ела, а все отдавала мне. Она ходила в гости к своим знакомым одесситам,
Фире Марковне, Майе Исаaковне - они жили побогаче, чем мы, - и приносила мне кусочек струделя или еще что-нибудь.
-Мойше, это тебе.
-Мама, а ты ела?
-Я не хочу.

Я стал вести на мясокомбинате кружок, учил танцевать бальные и западные танцы. За это я получал мешок лошадиных костей. Мама сдирала с них кусочки мяса и делала котлеты напополам с хлебом, а кости шли на бульoн. Ночью я выбрасывал кости подальше от дома, чтобы не знали, что это наши. Она умела из ничего приготовить вкусный обед. Когда я стал много зарабатывать, она готовила куриные шейки, цимес, она приготовляла селёдку так, что можно было сойти с ума. Мои друзья по Киргизскому театру оперы и балета до сих пор вспоминают: "Миша! Как ваша мама кормила нас всех!"

Но сначала мы жили очень бедно. Мама говорила: "Завтра мы идём на свадьбу к Меломедам. Там мы покушаем гефилте фиш, гусиные шкварки. У нас дома этого нет. Только не стесняйся, кушай побольше".

Я уже хорошо танцевал и пел "Варнечкес". Это была любимая песня мамы. Она слушала ее, как Гимн Советского Союза. И Тамару Ханум любила за то, что та пела "Варнечкес".

Мама говорила: "На свадьбе тебя попросят станцевать. Станцуй, потом отдохни, потом спой. Когда будешь петь, не верти шеей. Ты не жираф. Не смотри на всех. Стань против меня и пой для своей мамочки, остальные будут слушать".
Я видел на свадьбе ребе, жениха и невесту под хупой. Потом все садились за стол. Играла музыка и начинались танцы-шманцы. Мамочка говорила: "Сейчас Мойше будет танцевать". Я танцевал раз пять-шесть. Потом она говорила: "Мойше, а теперь пой". Я становился против неё и начинал: "Вы немт мен, ву немт мен, ву немт мен?.." Мама говорила: "Видите какой это талант!" А ей говорили: "Спасибо вам, Софья Михайловна,что вы правильно воспитали одного еврейского мальчика. Другие ведь как русские - ничего не знают по-еврейски.

Была моей мачехой и цыганка. Она научила меня гадать, воровать на базаре. Я очень хорошо умел воровать. Она говорила: "Жиденок, иди сюда, петь будем".

Меня приняли в труппу Киргизского театра оперы и балета. Мама посещала все мои спектакли.
Мама спросила меня:
-Мойше, скажи мне: русские -это народ?
-Да, мама.
-А испанцы тоже народ?
-Народ, мама.
-А индусы?
-Да.
-А евреи - не народ?
-Почему, мама, тоже народ.
-А если это народ , то почему ты не танцуешь еврейский танец? В "Евгении Онегине" ты танцуешь русский танец, в "Лакме" - индусский.
-Мама, кто мне покажет еврейский танец?
-Я тебе покажу.
Она была очень грузная, весила, наверно, 150 килограммов.
-Как ты покажешь?
-Руками.
-А ногами?
-Сам придумаешь.

Она напевала и показывала мне "Фрейлехс", его ещё называют "Семь сорок". В 7.40 отходил поезд из Одессы на Кишинёв. И на вокзале все плясали. Я почитал Шолом-Алейхема и сделал себе танец "А юнгер шнайдер". Костюм был сделан как бы из обрезков материала, которые остаются у портного. Брюки короткие, зад - из другого материала. Я всё это обыграл в танце. Этот танец стал у меня бисовкой. На "бис" я повторял его по три-четыре раза.

Мама говорила: "Деточка, ты думаешь, я хочу, чтоб ты танцевал еврейский танец, потому что я еврейка? Нет. Евреи будут говорить о тебе: вы видели, как он танцует бразильский танец? Или испанский танец? О еврейском они не скажут. Но любить тебя они будут за еврейский танец".
В белорусских городах в те годы, когда не очень поощрялось еврейское искусство, зрители-евреи спрашивали меня: "Как вам разрешили еврейский танец?". Я отвечал: "Я сам себе разрешил".

У мамы было своё место в театре. Там говорили: "Здесь сидит Мишина мама". Мама спрашивает меня:
-Мойше, ты танцуешь лучше всех, тебе больше всех хлопают, а почему всем носят цветы, а тебе не носят?
-Мама, - говорю, - у нас нет родственников.
-А разве это не народ носит?
-Нет. Родственники.
Потом я прихожу домой. У нас была одна комнатка, железная кровать стояла против двери. Вижу, мама с головой под кроватью и что-то там шурует. Я говорю:
-Мама, вылезай немедленно, я достану, что тебе надо.
-Мойше, - говорит она из под кровати. - Я вижу твои ноги, так вот, сделай так, чтоб я их не видела. Выйди.
Я отошел, но все видел. Она вытянула мешок, из него вынула заштопанный старый валенок, из него - тряпку, в тряпке была пачка денег, перевязанная бичевкой.
-Мама, - говорю, - откуда у нас такие деньги?
-Сыночек, я собрала, чтоб тебе не пришлось бегать и искать, на что похоронить мамочку. Ладно похоронят и так.
Вечером я танцую в "Раймонде" Абдурахмана. В первом акте я влетаю на сцену в шикарной накидке, в золоте, в чалме. Раймонда играет на лютне. Мы встречаемся глазами. Зачарованно смотрим друг на друга. Идёт занавес. Я фактически ещё не танцевал, только выскочил на сцену. После первого акта администратор подает мне раскошный букет. Цветы передавали администратору и говорили, кому вручить. После второго акта мне опять дают букет. После третьего - тоже. Я уже понял, что все это- мамочка. Спектакль шёл в четырёх актах. Значит и после четвёртого будут цветы. Я отдал администратору все три букета и попросил в финале подать мне сразу четыре. Он так и сделал. В театре говорили: подумайте, Эсамбаева забросали цветами.
На другой день мамочка убрала увядшие цветы, получилось три букета, потом два, потом один. Потом она снова покупала цветы.
Как-то мама заболела и лежала. А мне дают цветы. Я приношу цветы домой и говорю:
-Мама, зачем ты вставала? Тебе надо лежать.
-Мойше, - говорит она. -Я не вставала. Я не могу встать.
-Откуда же цветы?
-Люди поняли, что ты заслуживаешь цветы. Теперь они тебе носят сами.

Я стал ведущим артистом театра Киргизии, получил там все награды. Я люблю Киргизию, как свою Родину. Ко мне там отнеслись, как к родному человеку.
Незадолго до смерти Сталина мама от своей подруги Эсфирь Марковны узнала, что готовится выселение всех евреев. Она пришла домой и говорит мне:
-Ну, Мойше, как чеченцев нас выслали сюда, как евреев нас выселяют ещё дальше. Там уже строят бараки.
-Мама, - говорю, - мы с тобой уже научились ездить. Куда вышлют, туда поедем, главное - нам быть вместе. Я тебя не оставлю.
Когда умер Сталин, она сказала: "Теперь будет лучше".

Она хотела, чтобы я женился на еврейке, дочке одессита Пахмана. А я ухаживал за армянкой. Мама говорила: "Скажи, Мойше, она тебя кормит?" (Это было ещё в годы войны).
-Нет, - говорю, - не кормит.
-А вот если бы ты ухаживал за дочкой Пахмана...
-Мамa, у неё худые ноги.
-А лицо какое красивое, а волосы... Подумаешь, ноги ему нужны.
Когда я женился на Нине, то не могу сказать, что между ней и мамой возникла дружба.
Я начал преподавать танцы в училище МВД, появились деньги. Я купил маме золотые часики с цепочкой, а Нине купил белые металлические часы. Жена говорит:
-Маме ты купил с золотой цепочкой вместо того, чтоб купить их мне, я молодая, а мама могла бы и простые носить.
-Нина, - говорю, - как тебе не стыдно. Что хорошего мама видела в этой жизни? Пусть хоть порадуется, что у неё есть такие часы.
Они перестали разговаривать, но никогда друг с другом не ругались. Один раз только, когда Нина, подметя пол, вышла с мусором, мама сказала: "Между прочим, Мойше, ты мог бы жениться лучше". Это единственное, что она сказала в её адрес.

У меня родилась дочь. Мама брала её на руки, клала между своих больших грудей, ласкала. Дочь очень любила бабушку. Потом Нина с мамой сами разобрались. И мама мне говорит: "Мойше, я вот смотрю за Ниной, она таки неплохая. И то, что ты не женился на дочке Пахмана, тоже хорошо, она избалованная. Она бы за тобой не смогла все так делать". Они с Ниной стали жить дружно.

Отец за это время уже сменил нескольких жён. Жил он недалеко от нас. Мама говорит: "Мойше, твой отец привёл новую никэйву. Пойди посмотри." Я шёл.
-Мама, - говорю, - она такая страшная!
-Так ему и надо.

Умерла она, когда ей был 91 год. Случилось это так. У неё была сестра Мира. Жила она в Вильнюсе. Приехала к нам во Фрунзе. Стала приглашать маму погостить у неё: "Софа, приезжай. Миша уже семейный человек. Он не пропадёт. месяц-другой без тебя". Как я её отговаривал: "Там же другой климат. В твоём возрасте нельзя!" Она говорит:"Мойше, я погощу немного и вернусь". Она поехала и больше уже не приехала.

Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять.



Махмуд Эсамбаев "Еврейский портняжка" отрывок.

Пластика у Эсамбаева была невероятная!


 
Мой отец чеченец и мама чеченка. Отец прожил 106 лет и женился 11 раз.

Вторым браком он женился на еврейке, одесситке Софье Михайловне. Её и только её я всегда называю мамой. Она звала меня Мойше.


-Мойше, - говорила она, - я в ссылку поехала только из-за тебя. Мне тебя жалко.
Это когда всех чеченцев переселили В Среднюю Азию. Мы жили во Фрунзе. Я проводил все дни с мальчишками во дворе.
-Мойше! - кричала она. - Иди сюда.
-Что, мама?
-Иди сюда, я тебе скажу, почему ты такой худой. Потому что ты никогда не видишь дно тарелки. Иди скушай суп до конца. И потом пойдёшь.
-Хорошая смесь у Мойши, - говорили во дворе, - мама - жидовка, отец - гитлеровец.

Ссыльных чеченцев там считали фашистами. Мама сама не ела, а все отдавала мне. Она ходила в гости к своим знакомым одесситам,
Фире Марковне, Майе Исаaковне - они жили побогаче, чем мы, - и приносила мне кусочек струделя или еще что-нибудь.
-Мойше, это тебе.
-Мама, а ты ела?
-Я не хочу.

Я стал вести на мясокомбинате кружок, учил танцевать бальные и западные танцы. За это я получал мешок лошадиных костей. Мама сдирала с них кусочки мяса и делала котлеты напополам с хлебом, а кости шли на бульoн. Ночью я выбрасывал кости подальше от дома, чтобы не знали, что это наши. Она умела из ничего приготовить вкусный обед. Когда я стал много зарабатывать, она готовила куриные шейки, цимес, она приготовляла селёдку так, что можно было сойти с ума. Мои друзья по Киргизскому театру оперы и балета до сих пор вспоминают: "Миша! Как ваша мама кормила нас всех!"

Но сначала мы жили очень бедно. Мама говорила: "Завтра мы идём на свадьбу к Меломедам. Там мы покушаем гефилте фиш, гусиные шкварки. У нас дома этого нет. Только не стесняйся, кушай побольше".

Я уже хорошо танцевал и пел "Варнечкес". Это была любимая песня мамы. Она слушала ее, как Гимн Советского Союза. И Тамару Ханум любила за то, что та пела "Варнечкес".

Мама говорила: "На свадьбе тебя попросят станцевать. Станцуй, потом отдохни, потом спой. Когда будешь петь, не верти шеей. Ты не жираф. Не смотри на всех. Стань против меня и пой для своей мамочки, остальные будут слушать".
Я видел на свадьбе ребе, жениха и невесту под хупой. Потом все садились за стол. Играла музыка и начинались танцы-шманцы. Мамочка говорила: "Сейчас Мойше будет танцевать". Я танцевал раз пять-шесть. Потом она говорила: "Мойше, а теперь пой". Я становился против неё и начинал: "Вы немт мен, ву немт мен, ву немт мен?.." Мама говорила: "Видите какой это талант!" А ей говорили: "Спасибо вам, Софья Михайловна,что вы правильно воспитали одного еврейского мальчика. Другие ведь как русские - ничего не знают по-еврейски.

Была моей мачехой и цыганка. Она научила меня гадать, воровать на базаре. Я очень хорошо умел воровать. Она говорила: "Жиденок, иди сюда, петь будем".

Меня приняли в труппу Киргизского театра оперы и балета. Мама посещала все мои спектакли.
Мама спросила меня:
-Мойше, скажи мне: русские -это народ?
-Да, мама.
-А испанцы тоже народ?
-Народ, мама.
-А индусы?
-Да.
-А евреи - не народ?
-Почему, мама, тоже народ.
-А если это народ , то почему ты не танцуешь еврейский танец? В "Евгении Онегине" ты танцуешь русский танец, в "Лакме" - индусский.
-Мама, кто мне покажет еврейский танец?
-Я тебе покажу.
Она была очень грузная, весила, наверно, 150 килограммов.
-Как ты покажешь?
-Руками.
-А ногами?
-Сам придумаешь.

Она напевала и показывала мне "Фрейлехс", его ещё называют "Семь сорок". В 7.40 отходил поезд из Одессы на Кишинёв. И на вокзале все плясали. Я почитал Шолом-Алейхема и сделал себе танец "А юнгер шнайдер". Костюм был сделан как бы из обрезков материала, которые остаются у портного. Брюки короткие, зад - из другого материала. Я всё это обыграл в танце. Этот танец стал у меня бисовкой. На "бис" я повторял его по три-четыре раза.

Мама говорила: "Деточка, ты думаешь, я хочу, чтоб ты танцевал еврейский танец, потому что я еврейка? Нет. Евреи будут говорить о тебе: вы видели, как он танцует бразильский танец? Или испанский танец? О еврейском они не скажут. Но любить тебя они будут за еврейский танец".
В белорусских городах в те годы, когда не очень поощрялось еврейское искусство, зрители-евреи спрашивали меня: "Как вам разрешили еврейский танец?". Я отвечал: "Я сам себе разрешил".

У мамы было своё место в театре. Там говорили: "Здесь сидит Мишина мама". Мама спрашивает меня:
-Мойше, ты танцуешь лучше всех, тебе больше всех хлопают, а почему всем носят цветы, а тебе не носят?
-Мама, - говорю, - у нас нет родственников.
-А разве это не народ носит?
-Нет. Родственники.
Потом я прихожу домой. У нас была одна комнатка, железная кровать стояла против двери. Вижу, мама с головой под кроватью и что-то там шурует. Я говорю:
-Мама, вылезай немедленно, я достану, что тебе надо.
-Мойше, - говорит она из под кровати. - Я вижу твои ноги, так вот, сделай так, чтоб я их не видела. Выйди.
Я отошел, но все видел. Она вытянула мешок, из него вынула заштопанный старый валенок, из него - тряпку, в тряпке была пачка денег, перевязанная бичевкой.
-Мама, - говорю, - откуда у нас такие деньги?
-Сыночек, я собрала, чтоб тебе не пришлось бегать и искать, на что похоронить мамочку. Ладно похоронят и так.
Вечером я танцую в "Раймонде" Абдурахмана. В первом акте я влетаю на сцену в шикарной накидке, в золоте, в чалме. Раймонда играет на лютне. Мы встречаемся глазами. Зачарованно смотрим друг на друга. Идёт занавес. Я фактически ещё не танцевал, только выскочил на сцену. После первого акта администратор подает мне раскошный букет. Цветы передавали администратору и говорили, кому вручить. После второго акта мне опять дают букет. После третьего - тоже. Я уже понял, что все это- мамочка. Спектакль шёл в четырёх актах. Значит и после четвёртого будут цветы. Я отдал администратору все три букета и попросил в финале подать мне сразу четыре. Он так и сделал. В театре говорили: подумайте, Эсамбаева забросали цветами.
На другой день мамочка убрала увядшие цветы, получилось три букета, потом два, потом один. Потом она снова покупала цветы.
Как-то мама заболела и лежала. А мне дают цветы. Я приношу цветы домой и говорю:
-Мама, зачем ты вставала? Тебе надо лежать.
-Мойше, - говорит она. -Я не вставала. Я не могу встать.
-Откуда же цветы?
-Люди поняли, что ты заслуживаешь цветы. Теперь они тебе носят сами.

Я стал ведущим артистом театра Киргизии, получил там все награды. Я люблю Киргизию, как свою Родину. Ко мне там отнеслись, как к родному человеку.
Незадолго до смерти Сталина мама от своей подруги Эсфирь Марковны узнала, что готовится выселение всех евреев. Она пришла домой и говорит мне:
-Ну, Мойше, как чеченцев нас выслали сюда, как евреев нас выселяют ещё дальше. Там уже строят бараки.
-Мама, - говорю, - мы с тобой уже научились ездить. Куда вышлют, туда поедем, главное - нам быть вместе. Я тебя не оставлю.
Когда умер Сталин, она сказала: "Теперь будет лучше".

Она хотела, чтобы я женился на еврейке, дочке одессита Пахмана. А я ухаживал за армянкой. Мама говорила: "Скажи, Мойше, она тебя кормит?" (Это было ещё в годы войны).
-Нет, - говорю, - не кормит.
-А вот если бы ты ухаживал за дочкой Пахмана...
-Мамa, у неё худые ноги.
-А лицо какое красивое, а волосы... Подумаешь, ноги ему нужны.
Когда я женился на Нине, то не могу сказать, что между ней и мамой возникла дружба.
Я начал преподавать танцы в училище МВД, появились деньги. Я купил маме золотые часики с цепочкой, а Нине купил белые металлические часы. Жена говорит:
-Маме ты купил с золотой цепочкой вместо того, чтоб купить их мне, я молодая, а мама могла бы и простые носить.
-Нина, - говорю, - как тебе не стыдно. Что хорошего мама видела в этой жизни? Пусть хоть порадуется, что у неё есть такие часы.
Они перестали разговаривать, но никогда друг с другом не ругались. Один раз только, когда Нина, подметя пол, вышла с мусором, мама сказала: "Между прочим, Мойше, ты мог бы жениться лучше". Это единственное, что она сказала в её адрес.

У меня родилась дочь. Мама брала её на руки, клала между своих больших грудей, ласкала. Дочь очень любила бабушку. Потом Нина с мамой сами разобрались. И мама мне говорит: "Мойше, я вот смотрю за Ниной, она таки неплохая. И то, что ты не женился на дочке Пахмана, тоже хорошо, она избалованная. Она бы за тобой не смогла все так делать". Они с Ниной стали жить дружно.

Отец за это время уже сменил нескольких жён. Жил он недалеко от нас. Мама говорит: "Мойше, твой отец привёл новую никэйву. Пойди посмотри." Я шёл.
-Мама, - говорю, - она такая страшная!
-Так ему и надо.

Умерла она, когда ей был 91 год. Случилось это так. У неё была сестра Мира. Жила она в Вильнюсе. Приехала к нам во Фрунзе. Стала приглашать маму погостить у неё: "Софа, приезжай. Миша уже семейный человек. Он не пропадёт. месяц-другой без тебя". Как я её отговаривал: "Там же другой климат. В твоём возрасте нельзя!" Она говорит:"Мойше, я погощу немного и вернусь". Она поехала и больше уже не приехала.

Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять.



Махмуд Эсамбаев "Еврейский портняжка" отрывок.

Дядя "Махуд" был близким другом моего дяди. Когда был на гастролях в Челябинске, то останавливался у него. Это было так давно, что кажется, что это было в какой-то другой жизни... Спасибо, леди Альтаира, за прекрасные воспоминания беспечного времени.
 




Гений Кончаловского - фильм снят с участием трех профессиональных актеров, остальные - рабочие, служащие и колхозники Владимирской и Горьковской областей
 
Фильмы с полок...





PS Наткнулась на фильм, и ... пропала. В такие сложные годы снят фильм. Истинное наслаждение и от актрис, от их игры, и вообще - от того времени.
 
Тоже хочу похвастаться. Когда была школьницей начальных классов, к нам в военный городок приезжал Махмуд Эсамбаев и я видела его выступление в нашем ДКСА! Помню, что сидела где-то в первых рядах и была потрясена его пластикой Браво!!!.
 
Что сегодня все мысли о прошедшей юности.
Грустно...












Леди Джекки, согласны, что это невозможно забыть? По-молодости фанатела...

 
Фильм "Соло" (1980, СССР, Константин Лопушанский)

Дипломная работа режиссера К. Лопушанского, короткометражный фильм «Соло» (1980 год), многими была признана лучшим фильмом о блокаде, главного героя играл один из любимых актёров Тарковского Николай Гринько. Фильм «Соло» побывал на многих кинофестивалях и был удостоен Гран-при МКФ документальных и короткометражных фильмов в Бильбао (Испания).
25 мин.. всего 25 мин...


 
Вот смотришь фильм и сердце сжимается, а ведь в жизни все было намного страшнее и тяжелее и ЛЮДИ выжили .Где силы только брали?
 
Нежно люблю Альберта Асадуллина. В сети редко, что встречается в его исполнении, кроме его прекрасной "Дорога без конца".Нечаянно вот такое попалось.



Немного расстроилась. Чудесный голос Альберта, у девочки тоже вокал хороший. Но...., дуэта не услышала, к сожалению.
Решила для сравнения этот дуэт послушать, так сказать оригинал.



И задумалась: в чём причина, почему французы звучат единым целым, почему Азнавур не теряется в этом дуэте, а оттеняет голос Матье?
Неужели магия французского языка в действии? Или нечто другое?
 
Нежно люблю Альберта Асадуллина. В сети редко, что встречается в его исполнении, кроме его прекрасной "Дорога без конца".Нечаянно вот такое попалось.



Немного расстроилась. Чудесный голос Альберта, у девочки тоже вокал хороший. Но...., дуэта не услышала, к сожалению.
Решила для сравнения этот дуэт послушать, так сказать оригинал.



И задумалась: в чём причина, почему французы звучат единым целым, почему Азнавур не теряется в этом дуэте, а оттеняет голос Матье?
Неужели магия французского языка в действии? Или нечто другое?

Может все дело в том, что Азнавур в другой тональности ее исполняет? у него голос звучит бархатом, а наш дуэт оба поют в одной тональности, я не спец в музыкальных терминах, но Асадуллин кмк не захотел быть сопровождающим и оттеняющим, да тогда бы это был не он... Лещенко с Гверцители поют ее хорошо.
 
1670324174711.png

Часть1

"Вернись, Вивьен"​

Чемоданы были собраны, а он все ещё не верил в реальность происходящего. Вивьен покидала его. Ли Холман знал, что к этому шло: они полностью перестали понимать друг друга. «Вернись, Вивьен», - тихо сказал Ли, прекрасно зная, что этого не случится. Спустя несколько мгновений смолк стук её каблуков. Заурчал мотор автомобиля, и Вивьен Ли ушла из его жизни.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Вивиан Мэри Хартли в детские годы

Гертруда изнывала от жары: в Дарджилинге не спасали ни лёд в напитках, ни опахала, ни лёгкая одежда. День и ночь Гертруда возносила молитвы, чтобы пережить жару и благополучно разрешиться от бремени. Ребёнок давал о себе знать и днём, и ночью. 5 ноября 1913 года на свет появилась Вивиан Мэри Хартли, единственная дочь успешного британского брокера и его очень религиозной жены.
Мать много читала девочке, и сказочные истории Кэролла и Андерсена будили воображение Вивиан. Мыслями она уносилась в волшебные миры и часто представляла себя героиней разных историй. Актёрские склонности малышки очень импонировали Гертруде, которая занималась любительским театром. Дебют Вивиан состоялся в три года в постановке, срежессированной её же матерью.
Ей было шесть, когда семья решила, что пора получать знания, и лучше это делать в Лондоне. Вивиан поселилась в монастыре Святого Сердца (Гертруда была католичкой). Порядки в обители были строгими, а день расписали буквально по минутам. Но она привыкла, и даже научилась радоваться тем немногим послаблениям, которые давали воспитанницам. А когда Вивиан исполнилось четырнадцать, отец и мать приехали за ней. Эрнесту Хартли пришло в голову, что семья должна провести несколько лет в Европе.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Вивиан на фото Л.Кьюкора
Школы сменяли одна другую, Вивиан училась во Франции и в Италии, и легко выучила оба языка. Отец баловал её: он мог внезапно купить несколько невероятно дорогих платьев и купальный костюм по самой последней моде. Или привезти бархатные футляры с украшениями – для дочери и для жены. Гертруда поджимала губы. Она знала, отчего происходят эти вспышки щедрости её супруга. От чувства вины.
В этом полукарнавальном турне у Вивиан закрепилось желание стать актрисой – она смотрела все фильмы, которые выходили на экран. «Когда-нибудь я стану великой», - уверенно говорила она.
«Ты сможешь», - подбадривал отец. В 1931 году семья обосновалась в Англии, и тогда же Вивиан записали в Королевскую академию драматического искусства. Она словно обрела крылья: стала смелее, даже чуть дерзкой. А когда в компании друзей случайно встретила Герберта Ли Холмана, сразу сообщила, что станет его женой. Пораженный её красотой, будучи в два раза старше, Ли и не думал противоречить. Обворожительная Вивиан, с её безупречными манерами, великолепным французским и осанкой герцогини идеально вписывалась в его картину мира.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


с первым мужем, Гербертом Ли Холманом
«В то время, - позже расскажет Ли, - я не разгадал её устремлений… Не увидел качеств, которые принесли ей славу. Когда это всё случилось, я был невероятно удивлён».
20 декабря 1932 года они поженились. Вивиан безумно нравилась «взрослость» Ли, его серьёзность, надёжность. На церемонии она казалась очень бледной – простыла накануне. Белое платье, белая фата и почти фарфоровое лицо. Подруги рассматривали кольцо Вивиан, и она поспешно сняла его с пальца, чтобы показать во всей красе, и Гертруда, увидевшая это, громко закричала:
- Ты никогда не должна этого делать! Это не самая лучшая примета!
Вивиан и Ли вместе обставляли маленький дом эпохи королевы Анны. В октябре 1933 года у них родилась дочь, Сюзанна. Вивиан искренне старалась быть хорошей женой и матерью. Ли, принадлежавший к древнему девонширскому роду, добился, чтобы его жену представили ко Двору. Актёрская карьера отошла на второй план, да и не было никаких предложений. Крошечный эпизод в фильме «Дела налаживаются» вряд ли можно считать успехом - там даже имя Вивиан не внесли в титры. «Тебе нужен агент», - посоветовала Морин, школьная подруга Вивиан, которая тоже выбрала профессию актрисы. Так и состоялось знакомство будущей звезды с Джоном Глиддоном.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Вивьен с дочерью, Сюзанной

Спустя короткое время поступило приглашение сыграть в ленте «Сельский сквайр», а затем ещё в одной – «Джентельменское соглашение». Это были скороспелки, картины для разового просмотра, но о Вивиан впервые заговорили газетчики. «Дешёвый роман, - отзывались они о фильме, - но игра молодой актрисы компенсирует всё».
А дома становилось все хуже. Ли требовал, чтобы жена занялась домом и ребёнком, а она убегала на репетиции и примерку костюмов. Когда Вивиан пригласили на роль в пьесе «Маска добродетели», её брак уже трещал по швам. Но на премьеру пришел и Ли, и родители. То 15 мая 1935 года изменило жизнь каждого из них.
Газеты захлебывались от восторженных отзывов. Отмечали редкую красоту Вивиан, естественность и ещё удивительную особенность мимики. Вивиан умела за одну минуту изобразить на лице целую гамму чувств. Маски менялись так стремительно, и это было так необычно! «Перед нами талант, грани которого мы ещё только начинаем открывать», - писала «Дэйли Экспресс». Агент предложил своей протеже поменять имя. Вивиан Холман – это скучно. Пусть имя звучит с французским «акцентом»: Вивьен. А фамилия? Перебрав несколько десятков, молодая женщина вспомнила о муже. Так родился псевдоним Вивьен Ли.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Вивьен в самом начале своего творческого пути
«Вы прекрасно сыграли в «Маске добродетели», - чарующий голос вывел Вивьен из её мыслей. Они встретились в ресторане отеля «Савой» - она и Лоуренс Оливье. Уже знаменитый актер обедал со своей женой, а Вивьен ждала приятеля из актерской среды. Тот первый разговор занял всего несколько минут, а уже после, дома, Вивьен обнаружила, что Лоуренс не идет у неё из головы.
Она несколько раз ходила на спектакли, где он играл. Как он был прекрасен! В классическом репертуаре Оливье не было равных, и у Вивьен появилась новая цель: она тоже хотела играть в пьесах Шекспира! Ей удалось пройти пробы для «Ричарда II», и 17 февраля 1936 года Вивьен и Лоуренс оказались на одной сцене.
За кулисами Ларри – так его называли близкие – встречала располневшая жена. Джил Эсмонд ждала ребёнка, и очень хотела сына. Вивьен сдержанно поздравила её, а потом ушла в гримёрную. На протяжении последующих недель она старалась держаться с Ларри сдержанно-отстранённо, и, чтобы прогнать его из своих мыслей, стала брать уроки актёрского мастерства у одной знаменитой пожилой актрисы. Но когда Вивьен позвали сниматься в фильме «Пламя над Англией», где её партнёром должен был оказаться Оливье, быстро ответила: «Да, я согласна!».


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Вивьен Ли и Лоуренс Оливье в фильме "Пламя над Англией"
Эти съемки проходили как в бреду. Вивьен и Ларри не просто произносили реплики. Глядя друг на друга, глаза в глаза, они признавались в любви. Пламя бушевало не только в кино, оно бушевало в их сердцах – огромное, яростное, всепоглощающее, и запретное.
В августе 1936 года Оливье стал отцом, и вместе с женой отправился на Капри. Вивьен немедленно предложила мужу поехать в Неаполь. Они с Ларри были рядом, но не вместе. Шли месяцы, напряжение росло, особенно, когда Вивьен прямо предложила Ларри расставить точки над «и»: она была готова попрощаться с Ли, и просила того же от Оливье.
Но она сделала это первой. 28 июня 1937 года Вивьен сообщила мужу, что так больше продолжаться не может. «Вернись, Вивьен», - почти шёпотом произнес Ли. Но он прекрасно понимал, что всё закончилось.
Впереди были её лучшие роли, лучшие и самые счастливые годы жизни. Впереди была Скарлетт.
Часть 2

"Лучше англичанка, чем янки"

- Она упала в обморок. – Прокричала Оливия де Хэвиленд. – Она не может работать сегодня!
Резко развернувшись, режиссёр свирепо посмотрел на актрису. В фильме ей была уготована роль милой Мелани Гамильтон, но в реальности Оливия была настоящей фурией, если кто-то её обижал. Минуту назад Оливия сообщила, что исполнительница роли Скарлетт лишилась чувств, и сцену на грядке снять невозможно. «Она пойдет и доделает свою работу!» - проскрежетал Виктор Флеминг. «Она не ваша рабыня, - отозвалась Оливия, - там почти не видно лица. Я надену платье и выйду на грядку вместо неё».

Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


кадр из фильма "Унесённые ветром"

- Вы планируете принять участие в пробах? – Вопрос датской журналистки застал Вивьен врасплох. В последнее время она была слишком занята, поэтому кое-что из происходящего в мире она упустила. Теперь, на встрече с прессой, она понятия не имела, о чем идет речь. – MGM собирается снимать фильм по книге «Унесённые ветром».
Она не знала, что ответить. Каждый день был наполнен тысячью мелочей. Они с Ларри, который, наконец, решил покинуть свою жену, присматривали общий дом. И при этом оба понимали: на два бракоразводных процесса, на покупку жилья и его обустройство у них не хватает денег. Им срочно требовались успешные роли и хорошие гонорары. Тем более, что адвокат прямо говорил, что расторгнуть браки будет крайне непросто.
Вивьен дёргалась, она плохо спала. Стала вспыльчивой. Однажды она так сильно повздорила со своим агентом, что тот был потрясён:
«Она налетела на меня… Голос у неё вдруг стал жёстким, хриплым, - вспоминал Джон Глиддон, - но хуже всего были глаза… Это были глаза совершенно незнакомого мне человека».


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Вивьен и Ларри
Позже, придя в себя, Вивьен долго извинялась. Но этот приступ - увы! - не стал последним.
С Сюзанной, дочерью она регулярно виделась, хотя чувствовала - это явно не то, что жить вместе. Компенсировать её отсутствие взялась Гертруда, бабушка. Теперь мать Вивьен проводила в доме зятя почти всё свободное время.
Тот вопрос журналистки заставил Вивьен задуматься. Она уже слышала об этой книге, которая стала настолько популярной, что расходилась безумными тиражами. Чтобы получить роль, чтобы реализовать свои мечты, ей нужно было попасть на пробы. Но сначала сделать «визитную карточку» - несколько потрясающих снимков. Специально для Вивьен подобрали платье в викторианском стиле и низким декольте, а потом завили её волосы в кокетливые локоны. «Ты похожа на женщину с улицы!» - Расхохотался Ларри, придя за ней на съемочную площадку.
- Я сыграю Скарлетт. – Спокойно ответила Вивьен.
- Нет, за тебя это сделает Норма Ширер.
Газетные заголовки кричали, что самую вожделенную роль этого года заполучила Норма Ширер. Но позже вышло опровержение. Кандидатку утвердили, но потом директор картины передумал. И практически в то же самое время, Лоуренс Оливье получил контракт в Голливуде. Вивьен поняла: это судьба. Им обоим следует ехать в Америку. Но первым за океан отправился Ларри, потому как Вивьен была связана обязательствами в Англии. Наконец, и она пересекла Атлантику, стараясь как можно быстрее прочесть книгу Маргарет Митчелл.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Вивьен поразила Селзника с первого взгляда
Её, никому не известную в США актрису, всё-таки согласились «посмотреть». Неохотно, словно делая одолжение. 10 декабря 1938 года в «Браун Дерби» в Нью-Йорке, она встретилась с создателями фильма. Вивьен вошла в зал в норковом манто, загримированная под Скарлетт столь тщательно, что кинодеятели потеряли дар речи. «Это она», - пробормотал Мирон Селзник. Он даже протёр глаза, чтобы лучше убедиться в этом. На 21-е число назначили пробы – Вивьен должна была сыграть в трёх сценах. На тот момент для роли Скарлетт отобрали в «шорт-лист» трёх претенденток из двухсот. Вивьен стала четвертой.
На эту роль пробовались актрисы-южанки, но ни одна не подходила под типаж. Когда мнение режиссёра склонялось в сторону женщины с севера, его компаньоны махали руками: будет конфуз! Юг не простит! Практически все американские актрисы, от признанных кинодив до старлеток, прошли прослушивание. Резюме было одинаковым: «Не то».
Под рождество 1938 года Вивьен Ли получила главный подарок – она выиграла! Дэвид Селзник предложил ей контракт на 25 тысяч долларов и с пересмотром суммы, если фильм будет иметь успех. Подписание документов проходило в торжественной обстановке – там присутствовали и Лесли Говард, и Оливия де Хэвиленд. Кларк Гейбл получил свой контракт раньше всех.

Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений

На следующий день Вивьен приехала на площадку к 9 утра. Сначала был урок дикции – ей требовалось освоить южный акцент, потом подгоняли костюмы, затем начинались репетиции и далее фотопробы. День завершался теми же уроками дикции. 26 января 1939 года съемки начались. В первый день снимали сцену с близнецами Тарлтонами на ступенях Тары (а потом пересняли, где Скарлетт была в другом платье, в белом, которое и появилось в фильме). А вот знакомство с Реттом состоялось неделей позже. Они должны были встретиться и репетировать, но секретари перепутали время. Получалось, что Кларк Гейбл ждал Вивьен два часа, и пришёл в ярость: «Я не буду сниматься с этой дамочкой!». Но стоило молодой женщине появиться, как от его негодования не осталось и следа.

Позже скажут, что они были влюблены. А по другой версии – терпеть не могли друг друга. Ни одно, ни другое утверждение не является истинным. В ту пору Кларк Гейбл собирался жениться на Кэрол Ломбард, которая стала главной любовью его жизни. А Вивьен мучительно переживала расставание с Ларри (они не могли видеться из-за напряженного графика съёмок). Им с Кларком не было дела друг до друга. Но сыграли они настолько блистательно, что иных Скарлетт и Ретта невозможно себе представить.

Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


в этом кадре Вивьен подменила Оливия
Съемки шли интенсивно и трудно. Рабочий день длился в среднем четырнадцать часов. Множество натурных съёмок, множество декораций, десятки костюмов. Для "эволюции" лилового платья Скарлетт из повседневного в выцветшее потребовалось тридцать шесть его копий. Чтобы она выглядела голодной и исхудалой, когда в Таре нечего было есть, Вивьен запретили обедать и ужинать. А добиваясь максимальной достоверности, сцены с грядкой снимали при первых лучах солнца. Два-три дубля и всё, надо ждать следующего утра. Несколько дней подряд Вивьен вставала в час ночи, гримировалась и переодевалась, чтобы произнести фразу: «Видит бог, больше я никогда не буду голодать». В один из дней она дошла до площадки и упала в обморок – сказалось физическое и нервное истощение. Тогда-то Оливия де Хэвиленд и предложила свои услуги. Так что знайте: в том крошечном эпизоде вместо Скарлетт стоит самоотверженная Мелани!

Они сумели подружиться – Вивьен и Оливия. Они обе страдали от того, что им не дают увидеться с семьями (им полагалось всего 2 выходных дня в месяц), но режиссер был категорически против. И все же после случая с обмороком, он пошел на попятный, и дал женщинам небольшую передышку. Приезд Ларри стал для Вивьен настоящим спасением. "Мы не выходили из номера все выходные", - со смешком рассказывала она после отъезда Оливье. Исполнительный директор покраснел до ушей.

Дэвид Селзник, переживал за то, как воспримут Вивьен зрители. Он прочитывал все газетные публикации о ней, и выдохнул только, когда «Конфедератки Юга» высказались определенно: «Лучше англичанка, чем янки!».



Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Атланта, день премьеры фильма
Премьера фильма в Атланте проходила с невероятной пышностью. Для каждой звезды приготовили отдельный автомобиль – Кларк, Оливия, Лесли и Вивьен подъезжали к ступеням кинотеатра, сопровождаемые бурей аплодисментов. «Это похоже на коронацию!» - Весело прокричала Вивьен. До последнего ей не разрешали взять с собой Ларри – в той пуританской Америке казалось немыслимым, что неженатые люди открыто демонстрируют чувства. И все же, Оливье приехал.

«Она – моя Скарлетт!», - воскликнула Маргарет Митчелл, и для Вивьен не было лучшей похвалы. 15 декабря 1939 года Вивьен Ли стала настоящей суперзвездой. Роль Скарлетт принесла ей «Оскар».

В следующем, 1940-м, Герберт Ли Холман все-таки согласился на развод с Вивьен. С большим трудом удалось убедить в правильности подобного шага и жену Ларри. Вивьен и Лоуренс вступали в новую жизнь, они держались за руки и улыбались под вспышками фотокамер. Будущее расстилалось перед ними широкой и ровной дорогой.

Часть 3

"Ползком по разбитому стеклу"​



«Она до сих пор управляет мною, Ларри, помоги», - бормотала Вивьен. Но он покачал головой. За двадцать последних лет он видел разное, и теперь у него не хватало сил. Ларри казалось, что, если он останется рядом ещё хотя бы на минуту, он погрузится в эту пучину с головой, и больше никогда не сможет выплыть. Секунду спустя хлопнула входная дверь. Вивьен должна была выпутываться из этого одна. Ползком по разбитому стеклу.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Вивьен Ли
30 августа 1940 года, в Санта-Барбаре, Лоуренс Оливье взял в жёны Вивьен Ли. Это была скромная свадьба – двое друзей в качестве свидетелей, и более никого. Но Вивьен сияла от счастья. Она была успешна, она только что получила Оскар за «Унесённых ветром» и даже провалы на пробах у Хичкока не могли её расстроить. Тем более, что её поманили новые горизонты – фильм «Леди Гамильтон», где она опять могла сниматься с Ларри.

То, что на континенте в это время бушует буря, очень тревожило Ларри и Вивьен. Решено было срочно перевезти детей из Англии. Дочь Вивьен доставила в Ванкувер бабушка, и молодая женщина бросилась к девочке первым же самолетом. Её подвела собственная слава – везде, где появлялась Вивьен, толпа неистово кричала: «Скарлетт! Скарлетт!». Она не могла ни скрыться в гостиничном номере, ни спокойно пообедать с дочерью и матерью в ресторане. Семилетняя Сюзанна плакала – внимание репортеров было ей в новинку. «Я отвезу её в Канаду, - решительно сказала мать Вивьен. – А ты оставайся здесь. Тогда мы сможем спокойно устроить её в школу».


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Вивьен и Ларри в фильме "Леди Гамильтон"
Критика была безжалостна к фильму «Леди Гамильтон», а вот зрителю картина понравилась. «Она играет так пронзительно, - говорилось в одной из газетных публикаций, - словно следует ползком по разбитому стеклу». Утверждали, что Уинстон Черчилль назвал фильм своим любимым, и пересматривал много раз. Но прессу заботила не только роль Вивьен, но и её новое семейное положение. Всем было известно про два развода – ее собственный и Оливье. В 1940-х в Англии такое поведение не одобряли.
Чуть добрее стали газетчики, когда Вивьен и Ларри стали объезжать с концертами военно-воздушные базы. Они разыгрывали сцены из спектаклей, в том числе, из своей новой постановки «Ромео и Джульетта», которая шла на Бродвее, и во время этих поездок Вивьен простыла. Она кашляла так надрывно, что пришлось обращаться за помощью. «Туберкулёз», - сказал врач. Обо всех выступлениях следовало забыть, как минимум на несколько месяцев.
Работа над новым проектом, «Цезарь и Клеопатра», стала для Вивьен спасением. Оправившись от недуга, она вновь принялась за любимое дело, и гонорар в 25 тысяч фунтов был очень кстати: во-первых, они купили поместье Нотли-Эбби, в котором не было даже водопровода (Вивьен говорила, что изначально оно выглядело так, словно по нему прошлись янки), во-вторых, кошельки Вивьен и Ларри опустели после нескольких неудачных вложений. Ларри с воодушевлением взялся за восстановление старого дома и сада, он покупал безумно дорогую мебель и нанял прислугу, а Вивьен качала головой – эта усадьба проглотит все их сбережения!


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Вивьен и Ларри
«Из тебя получится идеальная Анна Каренина», - сказали Вивьен, когда она прошла пробы для этого фильма. Работа спорилась. Она отлично поладила с актёром, который играл Вронского, для неё шили костюмы в Париже, но на площадке ощущалась нервозность: мать приехала к Вивьен и хотела лично понаблюдать, «как делают кино». Гертруда сидела в кресле с надписью В.Ли, а Вивьен бегала ей за кофе и булочками, иногда в гриме и костюме Анны. Под конец дня она падала от усталости и напряжения. Во время съемок стало известно, что Ларри получит рыцарское звание, и на торжественную церемонию их ждут обоих – с Вивьен! 8 июля 1947 года она стала называться леди Оливье.
Её работу в «Анне Карениной» признали... неудачной. А вот «Гамлета» Ларри – обожали. На премьеру пришла вся королевская семья! Они не то, чтобы соревновались друг с другом, но провал всегда приводил каждого из них в подавленное состояние. Оливье в таких случаях страдал от бессонницы, а вот у Вивьен случались вспышки неконтролируемого гнева.
Одна из таких вспышек пришлась на конец 1949 года. Она переменилась в лице, стала кричать и бросаться предметами, которые попадались ей под руку, а Ларри пришлось только уворачиваться. Наутро она ничего не помнила и тысячу раз извинялась. Оба работали на износ, и Оливье списал все это на усталость. В тот момент их называли «королём и королевой сцены», но иногда им следовало бы остановиться. «Беда в том, что мы с Ларри слишком жадные», - как-то весело сказала Вивьен.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


"Анну Каренину" приняли прохладно
Когда появилось предложение сыграть в «Трамвае желание», Вивьен ухватилась сразу. Эту пьесу считали шедевром. Она поднимала такое множество сложных вопросов, в ней было столько полунамеков и скрытых мотивов, что «Трамвай» считали актерской удачей. Вивьен моментально включилась в репетиции, а режиссёром стал Оливье. Но когда в штатах решили экранизировать пьесу, то Вивьен сразу получила роль, а вот для Ларри места не нашлось. Впрочем, режиссер картины, Элиа Казан, был невысокого мнения об игре актрисы. Даже когда она получила второй Оскар за исполнение роли Бланш, он только пожимал плечами. Своей главной находкой он считал молодого Марлона Брандо.
Между тем положение Вивьен не улучшалось. Она всё чаще оказывалась в таком нервно-возбуждённом состоянии, что казалось, вот-вот взорвётся. Ларри не знал, как ей помочь. Они обращались к специалистам, но те отводили глаза и говорили общие фразы. А Вивьен, тем временем, менялась всё стремительнее – ей ничто не стоило устроить сцену, после которой она могла сказать Ларри: «Я больше не люблю тебя». Он и опомниться не успел, как ему доложили коллеги – Вивьен взялась за актера Питера Финча. Когда они оба улетели на Цейлон для съемок, Оливье был практически уверен, что оказался в роли Ли Холмана, первого мужа Вивьен.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Вивьен Ли и Марлон Брандо в "Трамвае желание"
Новый срыв случился там, в тропиках. Ларри получил телеграмму, и помчался за ней. В Англию Вивьен привезли, дав ей перед этим изрядную порцию снотворного. Когда она пришла в себя, Ларри поставил ей жесткое условие – теперь нужно лечиться. По-настоящему. На какой-то момент эффект был, и даже отношения между супругами стали восстанавливаться. А затем Вивьен узнала, что ждёт ребёнка. И поняла – это её второй шанс.
Увы. На пятом месяце развитие внезапно остановилось. Сделать ничего было нельзя, и Вивьен погрузилась в депрессию. Она отменяла спектакли и репетиции, и превратилась в каменного идола, не реагирующего ни на что. «Она до сих пор управляет мною, Ларри, - с болью говорила Вивьен, - Бланш Дюбуа. Я словно живу её жизнью».
Это стало началом конца. Эмоционально измотанные, уставшие, Ларри и Вивьен подали на развод. В 1960 году в этом браке была поставлена точка, и Оливье быстро женился на молодой актрисе Джоан Плоурайт. Вивьен нашла поддержку в Джоне Меривейле, и продолжала играть на сцене. После развода она сохранила за собой титул «леди Оливье», но теперь это было совсем не важно.


Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра изображений


Вивьен с дочерью и внуком
Она сблизилась с дочерью. Несмотря на то, что виделись они раньше не так уж часто, Сюзанна горячо любила мать. Она даже хотела стать актрисой, но затем передумала - окончив престижный пансион, девушка пошла работать в Академию культуры и красоты. А в 1957-м году вышла замуж за биржевого брокера, и стала матерью троих детей. Бабушка Вивьен держала внуков на руках и чувствовала себя абсолютно счастливой.
Но у неё снова начался кашель. И снова она пыталась выбраться ползком по разбитому стеклу. Увы. К финалу её подвёл обычный хрустальный стакан воды, который она ставила на столик у своей постели. Сделав несколько глотков, Вивьен захлебнулась в кашле. В ночь на 7 июля 1967 года Скарлетт не стало.
Каждый театр в Лондоне притушил огни. «Она была непревзойденной», - писала пресса. И с этим трудно не согласиться.

 
Назад
Верх Низ