Не получается со смартфона ставить под спойлер, но в этой теме, наверное, простительно. Мне Тамара Натановна напомнила моего первого Учителя. Не в смысле, первого- с начальной школы, а первого, который помог понять, зачем вообще учиться...
Я училась в физмате с 6-го класса. Наш класс был экспериментальным. Туда проводили жёсткий отбор одарённых детей. По его окончанию мы автоматически зачислялись в один из технических Вузов Петербурга. Гуманитарным предметам у нас уделялось очень мало внимания. Но я с детства тянулась к языкам, литературе, истории. Но самой обучаться не получалось, а хороших преподавателей не встречала. Всё было на уровне: прочитали, пересказали.
В 9-м классе к нам пришёл новый учитель литературы, коей нам было положено всего 2 часа в неделю. Учитель очень талантливый, интеллигентный, прошедший войну. Он раньше работал директором нашей школы, потом ушёл на пенсию. А в голодные 90-е пришлось возвратиться, подрабатывать. Он с места в карьер заявил, что пятёрок в нашем классе ставить не будет, ибо 2 часа литературы в неделю, это ни о чем. Я почувствовала себя уязвленной. Сыграл синдром отличницы. Как это мне не поставят пятёрку! Прошёл первый урок. Он очень увлекательно обсуждал Гончарова. На дом задал сочинение по "Обыкновенной истории". Я добросовестно пересказала то, что слышала от него на уроке. И получила... три... Без единой грамматической ошибки. Подошла с вопросом: как же так? Он ответил: зачем ты мне мои мысли пересказала? Мне нужны твои мысли... Сначала я не совсем поняла : какие могут быть ещё мысли, если это- классика? Всё уже давно обсуждено- переобсуждено. Потом попыталась примерять каждый персонаж классического произведения на себя. Сначала не очень получалось- эмоциональный и жизненный багаж невелик. Но я много читала, наблюдала по книгам разные модели поведения, расширяла кругозор, узнавала, что и когда в разных странах считалось нормой и т. п. В общем, через полтора года получила я у своего Учителя первую пятёрку. И очень гордилась ею.
Правда, примерка на себя разных моделей поведения, дала начало и моему самому большому недостатку- чрезмерному яканию. Единственное оправдание, что это, всё-таки, происходит не из-за самовозвеличивания.
А думать самой, не по шаблону, оказалось настолько увлекательным, что я даже свернула с проторенной дорожки технаря, и мучительно готовилась самостоятельно к сдаче экзаменов в экономический вуз. Не совсем гуманитарный, но и совсем не технический.
В дальнейшем в вузе мне встретились ещё два Педагога, которых очень уважала, и которые подходили к своей профессии очень не формально, оценивали именно собственные мысли, умение думать, анализировать. Таких педагогов на самом деле не так уж много. Но они могут увлечь самым, даже, скучным предметом.
Тамара Натановна мне напомнила их. Что больше всего в ней импонирует, что пока она сама не признается, и не поймёшь её личного отношения к описываемому персонажу. Думай сам. Вот тебе факты. Примеряй на себя, вырабатывай собственное отношение.
Простите за много букв...